16.11.2022 18:55
    Поделиться

    Берлин меняет зависимость от России на зависимость от Персидского залива

    На этой неделе Германия объявила о завершении строительства причала для первого своего плавучего СПГ-терминала в Вильгельмсхафене. К концу следующего года, согласно планам немецкого министерства экономики, в стране должны работать уже как минимум шесть таких плавучих терминалов, которые впоследствии предполагается заменять стационарными.

    "Государства Персидского залива играют ключевую роль для нового мирового порядка и немецкой экономики. Не грозит ли нам новая фатальная зависимость, если мы свяжемся с шейхами?", - задается вопросом журнал Spiegel. Главной темой его последнего номера стали перспективы энергетических отношений с арабскими странами, и выводы издание делает неоднозначные. С одной стороны, эти отношения сейчас необходимы Германии, но с другой, они связаны с целом рядом проблем. Не только политических, которые уже выливаются, например, в дипломатические конфликты между Берлином и Дохой по поводу прав человека, но и чисто экономических.

    Катар - один из двух производителей СПГ на мировом рынке, который в ближайшие годы способен дать Германии и ЕС необходимые им объемы газа. Однако переговоры европейцев с ним фактически зашли в тупик. Доха требует заключения долгосрочных контрактов - на двадцать и более лет. Причем, на жестких условиях - немцы, в частности, не смогут отказаться от излишних для них объемов газа или перепродать их кому-либо другому. На длительных контрактах настаивают и Объединенные Арабские Эмираты. "Мы сказали Германии: если вы хотите получить от нас природный газ, нам нужен долгосрочный контракт. Для нас это большие инвестиции, и они должны быть основательными", - приводит Spiegel слова министра окружающей среды ОАЭ Мариам Альмхейри.

    Катар и другие поставщики, как отмечает немецкое издание Manager Magazin, хотят долгосрочной прибыли и долгосрочной зависимости своих клиентов. Но для Германии такие условия могут означать крах всех планов перехода на возобновляемые источники энергии. Отказываться от этих планов немецкие политики пока не хотят, поскольку возобновляемые источники энергии - это одна из немногих возможностей добиться в перспективе сравнительной энергетической независимости.

    Но если Германия будет вынуждена фактически в принудительном порядке закупать сжиженный газ, то энергопереход ей придется как минимум отложить на более долгий срок. Такая перспектива во многом стала причиной идущих сейчас в стране острых дискуссий на тему собственной добычи сланцевого газа. В Германии он имеется в достаточных объемах, и начать его добычу требуют как входящие некоторые политики, в том числе из правящей СвДП, так и представители экономики. Немецкие геологи при этом утверждают, что собственный сланцевый газ будет полезен для климата, поскольку исчезнут выбросы CO2, возникающие при транспортировке СПГ в Европу. Но пока все эти требования и аргументы наталкиваются на законодательные ограничения, а также активное сопротивление "Зеленых" и экологических активистов.

    Согласно опубликованному недавно Кельнским университетом исследованию, как минимум в среднесрочной перспективе ЕС и Германия будут зависеть от импорта СПГ из США. Трубопроводные поставки из Норвегии, Алжира и Азербайджана не смогут обеспечить необходимые объемы, Катар и другие арабские страны требуют невыгодных долгосрочных контрактов, а Канада и Австралия ориентированы в первую очередь на азиатский рынок и мало что смогут предложить Европе.

    По мнению газеты Frankfurter Allgemeine, в такой зависимости нет ничего страшного - поскольку США дружественное государство. Но, например, главный редактор еженедельника Wirtschaftswoche Беат Бальцли с этим доводом не согласен. "Что, если после Джо Байдена в Белом доме окажется клон Трампа?", - риторически спрашивает он в своей колонке. По мнению Бальцли, подлинный суверенитет Евросоюзу и Германии способно обеспечить только собственное производство энергии и независимость в других экономических сферах, включая самостоятельные отношения с Китаем. "В противном случае изолированная Европа снова закончит в роли жалкого сателлита США", - считает главред издания.

    Поделиться