Корреспондент "РГ" выяснил, как можно возродить школу после шутинга, продумав при этом все: от безопасности до цветовой гаммы в классах.
11 мая 2021 года в казанскую гимназию №175 ворвался ее выпускник Ильназ Галявиев с оружием в руках. Он убил семерых учеников и двух преподавателей, еще 24 человека пострадали. Сейчас казанскому киллеру зачитывают обвинительное заключение. Всего в уголовном деле насчитывается 310 томов...
Как показывает мировая практика, после таких трагедий школы, как правило, сносят или они годами пустуют. В Казани решили поступить по-другому и провести в гимназии капитальный ремонт, учитывая рекомендации психологов и международный опыт трансформации подобных объектов.
Архитектурной компании AKVK&Partners предложили провести капремонт гимназии в конце мая. Однако ситуация осложнялась тем, что в школе в тот момент велись следственные действия и доступ в здание был открыт не всегда. Тем не менее первого сентября школьники уже должны были сесть за парты в обновленном учебном заведении, так что времени было мало. За сто дней нужно было не только создать новый эскиз, но и воплотить его в жизнь. Куратором проекта стала Наталия Фишман-Бекмамбетова совместно с Фондом "Институт развития городов РТ".
- Подготавливая концепцию, мы провели большое исследование мировых практик и подходов к работе с объектами образования, которые подверглись нападениям, - вспоминает Андрей Калинин, креативный директор архитектурной компании AKVK&Partners. - Психологи МЧС России рекомендовали не сносить здание гимназии и сохранить его функцию образовательного объекта.
Обычно на разработку концепции проекта требуется полгода, а в этом случае пришлось создать и воплотить ее за три месяца. Тут архитекторы столкнулись с первой проблемой. По сути, школа - это едва ли не самый нормированный объект. Действует множество строительных норм и правил в возведении подобных зданий.
При этом было ясно, что после трагедии школьная среда будет восприниматься иначе, с особой настороженностью.
В России подобного опыта обновления школы с трагическим прошлым, как за рубежом, еще не было. Коллектив учебного заведения, несмотря на случившееся, был открыт к обсуждению и совместной выработке проектных решений. Переговоры проводились с педагогами и родителями в оффлайн- и онлайн-форматах, в том числе на строительной площадке.
Что же в итоге поменялось и какие это дало результаты?
- Мы в значительной степени изменили фасады, а благодаря пристройке новой входной группы и бассейна здание школы внешне изменилось кардинально. Перемены эти для того, чтобы у школьников и учителей было ощущение нового места без привязки к трагическим событиям. Фасад обновился полностью: от цветовых решений, окон и отделки до символики школы, - говорит Владислава Калинина, генеральный директор AKVK & Partners.
Ключевым элементом в создании притягательной атмосферы и обновлении внешнего вида школы стала новая входная группа. Это большое светлое пространство. Внутри - амфитеатр и уютная зона ожидания, далее - переговорная для встреч учителей с родителями.
С поста охраны видны все пути к главному входу в школу. Вход оборудован металлодетекторами. Вестибюль отделен от основного пространства дверями с электронным запиранием. Все двери контролируются дистанционно и оснащены устройствами для электронной блокировки.
Появилось футбольное поле, детская игровая площадка, воркаут-зона, а рядом 25-метровый бассейн с четырьмя дорожками. Это позволило освободить некоторые школьные пространства. Таким образом уже ненужный второй спортзал трансформировали в библиотеку-медиатеку.
Совместно с педагогическим коллективом полностью изменена и логистика школы. Все специализированные учебные классы объединены в функциональные группы - "кластеры". Цветовые решения и оборудование классов выбирались так, чтобы поддерживать внимание и активность учеников.
В учебном классе на третьем этаже, где произошла трагедия, теперь открытое пространство. По совету психологов конфигурация помещения изменена, и оно расширено. На потолке круглые светильники, количество которых совпадает с числом жертв трагедии.
По итогам встречи с родственниками погибших было принято решение не ставить на территории школы традиционные памятники.
- Часть родителей хотела классический мемориал, но мы предложили оформить его в виде ландшафтной зоны "Сад памяти", - говорит Владислава Калинина. - Эту идею поддержали психологи и большинство родителей. Они совместно со специалистами по ландшафтному озеленению выбрали деревья и цветы, которые потом высадили на клумбы. Как символ памяти о тех, кого не стало 11 мая.
По прошествии учебного года можно было сделать выводы, как обновление повлияло на развитие школьного сообщества, как используются пространства и что нужно сделать еще. Поэтому компания AKVK&Partners провела постпроектный анализ, подготовив анкеты для двух фокусных групп: школьников и учителей. Каждая анкета содержала около 30 вопросов.
В итоге выяснилось, что у большинства детей и педагогов возникло ощущение, что 1 сентября 2021 года они пришли в новую школу. Таким образом удалось минимизировать тревожные воспоминания о трагедии.
В школе стало больше внеучебных занятий. А пространства, по мнению 78% опрошенных учителей, способствует усилению коммуникации между школьниками. 80% преподавателей отметили, что у ребят повысилась мотивация к учению после обновления гимназии.
50% учеников ответили, что после обновления школы у них пробудился интерес к современной архитектуре и дизайну.
- Да, это был непростой проект с психологической точки зрения. Осознание произошедшего создавало сильнейшее эмоциональное напряжение у всех, кто над ним работал, - говорит Андрей Калинин.
Кстати
Проект реконструкции казанской гимназии №175 получил гран-при на архитектурном смотре-конкурсе Build School Project в этом году. Авторы поделились уникальным опытом Казани в посттравматической трансформации типовой школы.