В Музее современной истории открылись залы, посвященные России XX века

От револьвера времен революции - до задатчика мощности с Обнинской АЭС... Фонды Музея современной истории России ХХ века, казалось бы, всегда позволяли рассказать о прошлом убедительно, экспонатов за десятилетия советской власти тут накопилось как нигде. Но время требовало новых подходов, и на кассах музея долго висели объявления, что "ГЦМСИР частично на реконструкции", залы, посвященные революции, НЭПу, Сталинской эпохе, Великой Отечественной, закрыты.

Зал, посвященный концу 1930-х годов, украшен картиной Александра Дейнеки и скульптурой "Рабочий и колхозница".  / Сергей Куксин
Зал, посвященный концу 1930-х годов, украшен картиной Александра Дейнеки и скульптурой "Рабочий и колхозница". / Сергей Куксин

И вот новая постоянная интерактивная экспозиция, посвященная России, СССР с 1917-го до начала 1950-х, открыта. Двадцатый век России теперь достойно представлен в музее… Вот, кстати, и соха, точнее, однолемешный плуг, изготовленный в Туле из стволов, затворов, листовой брони - в соответствии с лозунгом "перекуем мечи на орала".

Здесь же и "разлом" - встречающая нас на входе в зал красно-белая скала, словно делящая мир на до и после. На стене справа деревянная балка дома у Никитских ворот, с осколком, застрявшим в ней в ходе октябрьских боев 1917 года в Москве. Напряженности энергетике зала добавляет огромный бюст Ленина 1924 года: вождь будто пытается докричаться о чем-то потомкам.

Специалисты музея работают в освобожденных областях Донбасса, собирая свидетельства нового времени

У каждого предмета, подлинного, уникального - от игрушечной собачки, подаренной Ильичом дочке своих знакомых, до красноармейской тачанки - в залах свое логичное место, каждый интегрирован в исторический контекст, подан по самым последним технологиям.

Вот "тот самый" стол Серго Орджоникидзе, на котором каждый карандаш в стакане повернут в историческую сторону. В книжном шкафу Серго - толстый том "Пятилетний план". Вот высокий стенд с экраном, на котором хроника конца 1920-х, народ клубится вокруг лавки нэпмана. Кнопка нажимается, экран превращается в стекло - и перед нами та же лавка, но наяву: за стеклом - полки с цветастыми юбками, пирогами, обувными щетками, рафинадом, журналами, все как в тогдашних лавках.

В каждом зале для молодого посетителя есть свой "щелчок", своя фишка в мультимедийном формате. Проходя сквозь зал первых пятилеток, он наверняка притормозит, например, у размещенного за стеклом анимированного плаката 1931 года "Работница! Борись за чистую столовую, за здоровую пищу!" На плакате вокруг собравшихся у кастрюль женщин шевелится живой, не нарисованный "столовский" пар - это технология "фиджитал", дополненная реальность.

Не на гладком полу, а увязшим в песке стоит первый советский трактор СХТЗ, над ним на распирающих зал кран-балках, как в сталелитейном цеху - экран, по которому на хроникальных кадрах течет сталь.

В центре зала, посвященного войне, - огромный мультимедийный стенд, разбитый на сектора главных битв Великой Отечественной, каждый со своей хроникой и музыкой. А вокруг в зале - вполне реальные, физические свидетельства войны: котелок защитника Брестской крепости, детский ботиночек из Майданека, табельный браунинг судьи военного трибунала в Нюрнберге, вагонетка из донецкой шахты, запущенной в 1944-м с надписью "Принимай, Родина, уголь из освобожденного Донбасса"...

Экспозиция заканчивается залом управления Обнинской атомной электростанции. В руководстве музея думают над концепцией реэкспозиции залов, посвященных России последних десятилетий прошлого века. Тут тоже будут новые артефакты, документы и, конечно, мультимедийные идеи их подачи.

А пока специалисты Музея современной истории России вместе с коллегами из Исторического музея, Музея Победы и Музея Сталинградской битвы работают в освобожденных областях Донбасса, собирая артефакты, свидетельства нового времени. Эти предметы, как рассказала открывшая выставку статс-секретарь - замминистра культуры России Алла Манилова, будут представлены в проекте Музея современной истории "Донбасс - Россия: история и современность".