Грин, придерживающаяся либертарианских взглядов, настаивает, что США в первую очередь должны выделять деньги на охрану своей южной границы. Поэтому она, являясь одним из самых ярых критиков выделения миллиардов долларов Украине, подчеркнула, что американские налогоплательщики должны знать, зачем и почему их деньги расходуются на помощь стране, которая не является членом НАТО.
У республиканцев есть и подозрения в растрате средств, и они не безосновательны. Генеральный инспектор Пентагона, надзирающий за расходами ведомства, указывал, что стремительный рост поставок оружия на Украину "повышает риски мошенничества", как это было с Афганистаном и Ираком, где хищения достигали астрономических сумм.
При этом и у США, и у европейских стран возникали подозрения и в адрес Украины: не перепродают ли ВСУ поставляемое ей западное оружие на черный рынок? Особенно это касается переносных ЗРК и стрелкового оружия. Например, Европол предупреждал европейские столицы о рисках контрабанды такого оружия. В Пентагоне весной признавали, что практически не могут контролировать его использование, поскольку американских военных на территории Украины якобы не было, значит и контролировать некому.
Схожих с Грин взглядов придерживаются еще около 40-50 конгрессменов-республиканцев. Кроме того, недавно группа из 30 конгрессменов из прогрессивного крыла Демократической партии впервые призвала Джо Байдена сменить курс по Украине - думать не только о военной помощи ВСУ "сколь угодно долго", но и активнее применять дипломатию для урегулирования конфликта, включая прямые переговоры с Россией. Грянул скандал и письмо отозвали, но стало ясно, что сомневающиеся есть и в рядах демократов, хотя аргументы у них иные, чем у республиканцев.
С одной стороны, в 435-местной Палате представителей скептики помощи Украине из числа республиканцев в меньшинстве, которого недостаточно чтобы определять курс США на этом направлении. С другой, итоги состоявшихся промежуточных выборов дают им больше рычагов влияния на принятие решений. Кстати, новый состав Конгресса приступит к работе только с начала следующего года, пока продолжает работать старый.
Во-первых, Республиканская партия получила большинство в Палате представителей. Это означает, что она сможет активнее ставить свои условия при проведении законопроектов о выделении денег на помощь Украине, поскольку перед их отправкой на подпись президенту Джо Байдену необходимо одобрение обеих палат Конгресса. Во-вторых, тот факт, что большинство республиканцы получили с минимальным перевесом (пока 218 голосов при 218 необходимых, подсчет продолжается), дает небольшим группам внутри партии существенное влияние. Ведь даже если всего несколько республиканцев откажутся поддержать линию партии, этого будет достаточно для того, чтобы большинства голосов у той уже не было. Несколько десятков голосов в таких условиях - это существенно.
Самостоятельно утверждать законы республиканцы тоже не смогут, поскольку Сенат контролируют демократы. Тем не менее, способы добиваться своего в такой ситуации имеются. Например, как уже говорилось, вопросы к контролю потока вооружений на Украину возникали не только у республиканцев, поэтому они могут найти единомышленников на этот счет и среди демократов, что позволило бы получить поддержку обеих палат Конгресса. Во-вторых, республиканцы могут блокировать принятие важных для Байдена документов и требовать в обмен поддержки своих идей. В-третьих, свои предложения республиканцы могут пытаться проводить не как самостоятельные законопроекты, что непросто, а как дополнения к более крупным и важным документам, например - оборонному бюджету. Это популярный прием в американской политике, ведь блокировать оборонный бюджет из-за мелочей не принято.
Нет. Белый дом уже запросил у Конгресса 37 миллиардов долларов Украине на следующий год и постарается провести этот документ до нового года, пока еще работает старый состав Конгресса, где у демократов большинство в обеих палатах. Поэтому, скорее всего, на ближайший год особых перемен ждать не стоит. Кроме того, и в рядах сами республиканцев, и в американском обществе большинство пока все же поддерживает выделение денег Киеву.
За весь 2022 год Конгресс принял три закона о выделении средств Украине: в марте - на 14 миллиардов долларов, в мае - на 40 миллиардов, в сентябре - на 12 миллиардов. Итого: около 66 миллиардов.
Тенденция на рост числа сомневающихся в том, стоит ли выделять огромные суммы на поддержку Украины, существует. И если она продолжится, то дальше Белому дому придется труднее. Реальная дискуссия на этот счет, которая грозит Киеву проблемами, развернется по мере приближения президентских выборов-2024, когда избиратель спросит с Байдена в первую очередь за внутренние дела Америки. А республиканцы будут использовать это против него.
Пока же можно прогнозировать, что республиканцы в Палате представителей будут строже относиться к объемам помощи Украине и контролю над расходами. Причем определенные меры такого рода уже предпринимаются.
Госдепартамент США под давлением в прошлом месяце все же анонсировал пакет мер по контролю, который призван снизить риск попадания западного оружия, поставляемого Украине, на черный рынок, в руки бандитских или экстремистских группировок.
Агентство AP недавно сообщило, что военные из посольства США в Киеве начали выезжать на места и проверять, как украинская сторона распределяет получаемое оружие. Проверки проводятся там, где "это позволяют условия безопасности", то есть на удалении от фронтовой линии.