20.11.2022 10:00
    Поделиться

    Директор музея-заповедника "Михайловское" Георгий Василевич: В наше время Пушкин был бы аниматором

    В историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике Александра Пушкина "Михайловское" проходит первый фестиваль анимации и литературы "Пушкин и…".

    Шеф-редактор портала "Российской газеты" ГодЛитературы.РФ Михаил Визель в Михайловском пообщался с "хозяином" фестиваля, директором Пушкинского заповедника Георгием Василевичем.

    Как получилось, что "Пушкин и…" - это "Пушкин и анимация"?

    Георгий Василевич: Дело в том, что многие годы в Пушкинском заповеднике присутствовали копии рукописей Александра Сергеевича. И мы уже настолько выучили, что пушкинские рукописи - это рисунки, а рисунки у него беглые, подвижные, летящие, что приходила мысль: если Пушкин жил бы в наше время, он был бы аниматором. А поскольку фестиваль анимации и литературы, то тут складывается все воедино. Рукописи накладываются на рисунки Пушкина, а Пушкин накладывается на всю историю русской литературы.

    Как известно, он у нас имеет отношение и к языку, и к литературе. Поэтому из этих двух составляющих сложилась идея фестиваля.

    А путь к самому фестивалю начался с того, что театральный художник Игорь Шаймарданов как-то нарисовал все, что ему пришло в голову про Пушкина в Михайловском - весело, задорно, легко, по-пушкински, с шуткой и с улыбкой. И стало понятно, что из этого надо сделать мультипликацию. Появился первый фильм про строчки к морю и русалку, которая, съездив хвостом по физиономии Александру Сергеевичу напоминает ему, что надо работать, а не сидеть и пялиться на луну.

    Получилось действительно очень хорошо и смешно. Теперь готовятся 50 маленьких мультфильмов, часть из них будет показана в рамках фестиваля. Дальше, узнав, что фестиваль "Литература и кино" в Гатчине начал свою новую страницу и живет теперь без Анны Моденовой, мы обратились к ней - и она позволила нашей фантазии превратиться в этот первый фестиваль.

    Сериал про Пушкина в Михайловском, основанный на рисунках Игоря Шаймарданова - это только один проект. Презентуемый вне конкурса. Но на фестивале, естественно, большая конкурсная программа. Как она сложилась?

    Георгий Василевич: Сложилось за два месяца. Сложность была в том, что поданная заявка на грант была утверждена к 31 августа. И оставалось очень мало времени. Поэтому те, с кем удалось переговорить, кто дал согласие, внезапно сорвался с места и из своих любимых городов и студий и приехал сюда, - они все здесь. На будущий год времени у нас гораздо больше, я полагаю, что фестиваль будет развиваться и по тематике, и по формам, и по более сложным программам для детей и взрослых.

    Фото: Ариадна Рокоссовская

    И еще одна очень важная для фестиваля идея, которая сразу была заложена в его основание. Поскольку он проходит в небольшом городке, он ориентирован на людей, которые живут вне пространства, хорошо знакомого большинству крупных городов. Он проходит по всей территории Псковской области, в виде встреч, показов, обсуждений, мастер-классов. На сегодня уже задействованы пять таких мест. Помимо Пскова и Великих Лук, это еще Опочка, Остров и Новоржев.

    Опочка, Новоржев - это названия, связанные с Пушкиным. А как возникли остальные?

    Георгий Василевич: [Город] Остров лежит на пути во Псков. Вот вам и ответ. На самом деле, просто администрации этих мест отозвались первыми. И поскольку для всех времени не хватает, кто первый сказал: "да, мы хотим", те и оказались в центре внимания.

    А предусмотрены ли какие-нибудь гранты для победителей фестиваля, которые захотят творить здесь, в пушкинских местах?

    Георгий Василевич: Идея такая обсуждалась в день открытия. У музея-заповедника есть идеальные для работы гостевые дома, где можно приехать небольшим коллективом и за неделю, за десять дней попытаться создать что-то особенное, новое, стоящее как можно ближе к кабинету Пушкина и отвечающего нашему сегодняшнему представлению о том, кто такой Александр Сергеевич и как он живет вместе с нами сегодня. Так что эта идея рабочая. Пока мы окончательно не договорились, когда и в какое время, но зима и весна - это время очень удобное для работы. Людей не много, на усадьбах тихо, все меняется постепенно от белизны к первым листьям на деревьях. Время благодатное. Поэтому надеюсь, что из этого что-то выйдет.

    На здании Научно-культурного Пушкинского заповедника, где мы с вами разговариваем, висит мемориальная доска в честь Семена Гейченко. Заканчивается надпись словами "создал музей-заповедник нового типа". Вы как его наследник, продолжатель дела, объясните - в чем новизна типа, созданного Семеном Гейченко?

    Георгий Василевич: Более того: как автор строчек, которые вы сейчас процитировали! Дело в том, что Пушкинский заповедник - это не совсем музей. И даже не совсем музей-заповедник. Это пространство, созданное творчеством Пушкина. Где до сих пор границы идут по следам его ног, где он ходил, бывал. Куда достают стихи, там и заканчивается граница Пушкинского заповедника. Это место необычайно живое, после Пушкина населенное его героями. Куда временами входим и мы с вами.

    У нас был разговор о Сергее Довлатове, в том числе и Довлатов с его героями вошел в этот круг земли. Это место, куда люди приходят со своими вопросами, со своими трудностями, радостями, чтобы разделить их и в тишине получить ответ на эти вопросы. Это более чем просто собрание предметов, которые рассказывают о жизни Пушкина. Это о нашей жизни и ее развитии 200 лет спустя - чуть меняя гоголевское высказывание о Пушкине: "это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Это место, которое, с моей точки зрения, идеально отвечает девизу капитана Немо: "подвижное в подвижном". Оно всегда иное и всегда одно и то же.

    Поделиться