20.11.2022 05:00
    Поделиться

    Землетрясения каждый месяц. Как живут среди океана самые отдаленные села России

    По последним данным, на курильском острове Шикотан живут меньше трех тысяч человек. На Итурупе - в два раза больше. Вообще-то постоянное население на Курилах есть еще на островах Парамушир и Кунашир. Все их роднит специфика экономики - она связана с добычей и переработкой рыбы и морепродуктов. Недавно во время командировки на Шикотане мне посчастливилось выйти в океан на рыболовецком траулере. Познакомиться ближе с жизнью островитян, узнать об их проблемах.

    Свалка на границе

    На Шикотане города нет - всего два села. У каждого населенного пункта фактически своя компания-хозяин. В Малокурильском - ЗАО "Рыбокомбинат "Островной", а в Крабозаводском - Гидрострой.

    Своеобразной границей между ними служит бесхозная мусорная свалка около дороги. Местные жители сокрушаются: на этом месте должен был быть построен пункт переработки. Но этого так и не случилось.

    Как рассказал мне начальник Шикотана (официально должность моего собеседника звучит так - начальник отдела по исполнению полномочий органов местного самоуправления острова Шикотан) Сергей Усов, его тоже раздражает эта свалка. Но решить этот вопрос, оказывается, не в его компетенции - нужно обращаться к региональному оператору Южно-Сахалинска. Как на него воздействовать? "Наверное, только через губернатора, - разводит руками Сергей Михайлович. Есть планы организовать хотя бы контейнерную площадку, но все пока только на бумаге".

    Мне рассказывали, когда на острове сильный ветер - а это случается достаточно часто - полиэтиленовые пакеты с мусорной свалки разлетаются на несколько километров. Шикотанцы выходят их собирать, снимают с деревьев. И так повторяется достаточно часто.

    28 лет в очереди

    Другая проблема островитян - аварийное жилье. В Малокурильском мне показали микрорайон "Гренада" с временными бараками для переселенцев, пострадавших во время разрушительного землетрясения в 1994 году. Тогда почти 90 процентов жилого фонда в считанные минуты стало аварийным. Многие жители покинули остров.

    Прошло 28 лет. А те, что остались, так и живут во времянках и ждут переселения в благоустроенное жилье.

    - Когда этот микрорайон будет расселен? - спрашиваю начальника Шикотана.

    - "Гренада" в программе по расселению у нас стоит. Как только будет построено жилье по курильской программе, начнем переселять, - заверил Сергей Михайлович. - Часть людей переедет в новые дома уже перед новым годом. Но всех мы не сможем сразу осчастливить.

    Много ли на Шикотане строится жилья? Как рассказал "РГ" Сергей Усов, строительство на острове идет, но меньше, чем хотелось бы. "Сейчас возводятся три 33-квартирных дома в Малокурильском, плюс еще два 24-квартирных, - ведет подсчет глава Шикотана. - Ну и в Крабозаводском пять домов на стадии строительства. Но этого недостаточно, чтобы решить жилищные проблемы острова. Особенно тех, кто живет в аварийных домах. У нас не одна "Гренада" требует расселения".

    Жилищный вопрос на острове стоит остро. Знаете, сколько стоит однокомнатная квартира на Шикотане? Почти как в Подмосковье - 6 миллионов рублей! Снять квартиру в Малокурильском или Крабозаводском непросто: рынка как такового нет. А если появляются предложения, никакие объявления не нужны - квартиры тут же уходят через знакомых. Спрос на жилье на острове намного превышает предложения. Оно востребовано военными и приезжими специалистами.

    Школа и детский сад - в проекте

    Островные села оставили у меня сложные ощущения. Как-то все воспринималось на контрасте: современные постройки и почти рядом - полуразвалившиеся бараки, новые детские площадки, а в соседнем дворе - ржавые качели.

    - Сергей Михайлович, у Шикотана есть концепция развития?

    - Конечно, есть! - говорит Сергей Усов.

    В перспективе в Малокурильском собираемся строить начальную школу. Имеющаяся уже переполнена. В Крабозаводском сейчас строится детский сад. Будет вся необходимая инфраструктура, межпоселковая асфальтированная дорога. В Малокурильском на пристани активно возводится рыбозавод. В ноябре следующего года запланировали начать выпуск продукции. В Крабозаводске еще один холодильник для хранения рыбной продукции должен появиться на пять тысяч тонн.

    Что же держит людей на этом острове? Что заставляет их приехать сюда и остаться надолго? Ведь здесь даже роддома нет! Заработки неплохие, но и жизнь недешевая, разве что рыба по гуманной цене и еще со скидкой для пенсионеров.

    Приехала на полгода - осталась на всю жизнь

    Местных жителей на острове немного. Большинство, с кем мне посчастливилось познакомиться на Шикотане - приезжие из Челябинска, Геленджика, Барнаула. Кстати, почему-то больше всего "понаехавших" - из Алтайского края.

    Например, на рыбном заводе в Крабозаводском - больше 80 процентов работников именно из этого региона. Почему - никто не смог мне ответить. Директор филиала рыбозавода "Крабозаводск" Александр Маринин (сам он местный) предположил, что жителей Алтая привлекают на остров хорошие заработки.

    Хватает на острове и переехавших из других регионов. Директор Дома культуры в Малокурильском Алевтина Усова рассказывала мне, как через "Авито" переманила в свой ДК хореографа из Воронежа, хормейстера из Омска и художника из Краснодарского края.

    По программе молодым специалистам до 35 лет, переехавшим на работу на Курилы, полагаются подъемные - 1,1 миллион рублей. Но деньги дадут не сразу - в течение года и придется отработать пять лет. По словам Алевтины Усовой, сотрудник может претендовать на зарплату 50 тысяч рублей в месяц (это без надбавок).

    На остановке познакомилась с Людмилой, которая много лет назад перебралась на Шикотан из Челябинска вслед за дочерью и зятем, который здесь служит. Да так и осталась, нашла здесь свою судьбу - капитана!

    Островитяне люди особого склада. Ты с ними только познакомилась, а они уже зовут в гости, угощают икрой. В Крабозаводском счастливый случай меня свел с чудесной женщиной - Ниной Ивановной Митрофановой. Встретила она меня, правда, настороженно, даже подругу Татьяну позвала. А расставались уже хорошими знакомыми, даже обменялись телефонами и адресами.

    В 19 лет Нина Ивановна приехала из Чебоксар поработать на рыбозаводе полгода. А осталась на всю жизнь. Здесь вышла замуж, родила детей. Их у Нины Ивановны четверо, сейчас они живут в Южно-Сахалинске. 20 лет назад Нина Ивановна похоронила мужа. Изредка выбирается в родную Чувашию. Там и операции ей сделали - в ноге три импланта.

    Она помнит землетрясение 1994 года, казалось, что настал апокалипсис. "Когда ночью, в 1.15, все загрохотало, мы не могли устоять на ногах, ползком передвигались по квартире, - вспоминает Нина Ивановна. Было ощущение, как будто мы оказались на лодке в шторм. А потом вдруг возникло такое зарево! Словно весь земной шар горит. Электричество вырубилось, но было светло как днем. Люди выбегали из дома и взбирались на сопки. В низине стояла вода. Грохотало три дня без остановки. До сих пор вспоминаю это землетрясение с содроганием".

    Нина Ивановна недавно переехала из аварийного барака. Квартира большая, светлая. Но построенный для переселенцев дом не без проблем - высокая влажность, приходится бороться с грибком. Однако на жизнь женщина не жалуется. Вот только здоровье иногда подводит.

    А на Шикотане до сих пор потряхивает - привычное для местных явление. Говорят, что едва ли не каждый месяц случается землетрясение в три балла.

    Поделиться