Классика недели: "Щелкунчик", Гарифуллина, Пинхасович, Мацуев, Андрианов, Чубачин

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко обновит "Щелкунчика"
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко покажет ни на что не похожую постановку балета Чайковского, любимица Пласидо Доминго очарует полетным сопрано, Денис Мацуев сыграет музыку, полную гротеска и трагического пафоса, фестиваль VIVACELLO приготовит "открытий чудных", а Арсений Чубачин искупает публику в эмоциях.
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Кто играет: Оксана Кардаш, Эрика Микиртичева, Дмитрий Соболевский, Денис Дмитриев, Максим Севагин, Георги Смилевски и др.

Что играет: П. Чайковский - "Щелкунчик".

Почему идти: Проникнутый благородством и человечностью, верой в добро и стремлением к идеалу "Щелкунчик" Чайковского известен во множестве интерпретаций. Новая постановка в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко не похожа ни на какие другие. Точкой отсчета в ней стал текст Гофмана, обратившись к которому Юрий Посохов вернул на сцену героев, исключенных из канонических либретто. "Я не ставлю классический балет с пантомимой: для меня танец - живой язык от начала до конца, - утверждает всемирно известный хореограф. - Артистам пришлось заговорить на моем языке, и мы друг друга поняли". "Их задача - погрузить зрителей в состояние ребенка, в состояние счастья и заставить поверить, что всё возможно", - уточняет художник Полина Бахтина. Ну и, наконец, главная цитата: "Я хочу, чтобы в моей музыке находили успокоение и подпору", - так говорил Чайковский. Как эти слова воплощаются в реальность, мы увидим на премьере нашего главного балета в МАМТ.

Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; 25 - 27 ноября, 25 - 31 декабря; 8 500 - 15 000 руб.

Фото: Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Аида Гарифуллина и Борис Пинхасович в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра (дирижер Хаожань Ли).

Что играет: Арии и увертюры из опер П. Чайковского, В. А Моцарта, А. Дворжака, Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи, Ш. Гуно и др.

Почему идти: Аида Гарифуллина в свое время была удостоена не просто Гран-При конкурса Operalia, но и - что еще почетнее - титула "одной из самых потрясающих оперных див настоящего и будущего" из уст Пласидо Доминго. Дива с говорящим именем Аида выступала на главных сценах мира, и тем приятнее вновь услышать ее в Москве вместе с ведущим солистом Михайловского театра Борисом Пинхасовичем. Программу из оперной классики разбавят романсы Чайковского и Рахманинова, а на бис - будем надеяться! - прозвучит пахмутовская "Нежность", с которой сразу же ассоциируется полетное сопрано Аиды.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 23 ноября; 5 000 - 15 000 руб.

Фото: Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Хаожань Ли), солист Денис Мацуев.

Что играет: Д. Шостакович - Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, С. Прокофьев - Симфония № 1 ("Классическая"), М. Равель - "Вальс".

Почему идти: Денис Мацуев, ассоциирующийся главным образом с концертами Чайковского и Рахманинова, сыграет два концерта Шостаковича - и это достойно особого внимания публики. Интересно, как бравурно-мускулистая исполнительская манера любимца публики ляжет на музыку, в которой лирические эпизоды неотделимы от гротеска и трагического пафоса. Программу дополнит по-моцартовски ясная, но с "налетом новых гармоний" симфония Прокофьева и хореографическая поэма Равеля - большого придумщика по части феерических оркестровых штучек.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 26 ноября; 7 000 - 15 000 руб.

Фото: Vivacello

Кто играет: Ансамбль Questa Musica (дирижер Филипп Чижевский), Российский национальный оркестр (дирижер Дмитрий Лисс), солисты Борис Андрианов Павел Милюков, скрипка, Александр Князев, Петр Лаул.

Что играет: Й. Гайдн - "Семь последних слов Спасителя на Кресте" (версия для виолончели и струнных), Б. Берлинер - "Сон Иакова", Д. Шостакович - Концерт №2 для виолончели с оркестром, Л. ван Бетховен - Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано.

Почему идти: Московские меломаны привычно ждут от фестиваля VIVACELLO "открытий чудных". И в этот раз ожидания вновь будут оправданы. На концерте 23-го ноября помимо одного из величайших творений духовной музыки "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте" Йозефа Гайдна прозвучит актуальное сочинение нашего современника Баруха Берлинера "Сон Иакова". Представит это масштабное произведение о борьбе между добром и злом и свободе выбора арт-директор VIVACELLO Борис Андрианов. А завершит фестиваль 26-го ноября духоподъемный концерт Бетховена в исполнении трех солистов-виртуозов и Второй виолончельный концерт Шостаковича, после которого, как сказал кто-то из музыкантов, "уже нет ничего - только истово оборванная долгая, одинокая нота солиста".

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 23 и 26 ноября; 800 - 3 500 руб.

Фото: Русконцерт

Кто играет: Большой симфонический оркестр им. П. И.Чайковского (дирижер Денис Лотоев), солист Константин Хачикян.

Что играет: С. Рахманинов - Концерт №3 для фортепиано с оркестром, М. Мусоргский - "Ночь на Лысой горе", вступление к опере "Хованщина" ("Рассвет на Москве-реке"), П. Чайковский - "Франческа да Римини".

Почему идти: Блистательный Третий фортепианный концерт Рахманинова, грандиозное, как и вся опера, вступление к "Хованщине" Мусоргского, его же темпераментная "Ночь на Лысой горе" и, наконец, проникновенная "Франческа да Римини" Чайковского - четыре шедевра в одной программе. Тот самый случай, когда концерт колоритная классической музыки не оставит равнодушным опытного меломана и неофита, впервые переступившего порог Большого зала Консерватории.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 25 ноября; 600 - 4 000 руб.

Фото: Русконцерт

Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Иван Никифорчин), солистка Анна Савкина.

Что играет: П. Чайковский - Музыка балета "Щелкунчик" (фрагменты), Концерт для скрипки с оркестром, И. Брамс - Венгерские танцы, А. Дворжак - Славянские танцы.

Почему идти: Подробно рассказывать о произведениях, вошедших в программу этого концерта, нет смысла. Красота Скрипичного концерта и "Щелкунчика", динамизм и экспрессия Венгерских и Славянских танцев не могут не вызывать восторга. Но главное - легкоусвояемость мелодий, придающая этим сочинениям вневременную ценность. Ведь, как говорил Рихард Вагнер: "Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны".

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 26 ноября (начало в 14:00); 600 - 4 000 руб.

Фото: Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Государственный камерный оркестр России (дирижер Михаил Татарников), вокальный ансамбль Intrada, солисты Анна Цыбулёва, Анна Аглатова, Юлия Мазурова, Юрий Ростоцкий, Олег Цыбулько.

Что играет: В. А. Моцарт - Концерт № 20 для фортепиано с оркестром, Реквием.

Почему идти: Одновременно глубокий и блестящий 20-й фортепианный концерт Моцарта и его Реквием, покоряющий трагизмом и мощью, сочетаются в этом концерте, демонстрируя неповторимый моцартовский стиль. В интерпретации Государственного камерного оркестра, вокального ансамбля Intrada и талантливых солистов, эти сочинения заставят вспомнить о пленительной мелодике барокко - искусстве, которым Моцарт владел в совершенстве.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 22 ноября; 500 - 3 000 руб. "Филармония-2"; 23 ноября; 600 - 1 500 руб.

Фото: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Кто играет: Арсений Чубачин и ARS Chamber Orchestra (дирижер Моисей Якубов).

Что играет: В. А. Моцарт - Увертюра к опере "Свадьба Фигаро", П. Чайковский Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Серенада для струнного оркестра, Размышление и Мелодия и цикла "Воспоминание о дорогом месте", Б. Барток - Румынские танцы.

Почему идти: Вошедшие в программу произведения Моцарта и Чайковского давно перешли в категорию "заигранной классики", но это не помеха, когда во главу угла ставится яркая индивидуальность солиста. "Румынские танцы" Бартока также предполагают нетривиальный, смелый подход к исполнению, и герой вечера Арсений Чубачин им безусловно обладает (что в начале ноября было подтверждено в Берлинской филармонии, где публика устроила стоячую овацию). Теперь молодой виолончелист и ARS Chamber Orchestra сыграют москвичам - купаясь в эмоциях сами и передавая свое настроение залу.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 23 ноября; 500 - 1 500 руб.