Обзор игры Sommerville: бледная тень Limbo и Inside

Главным столпом промо-кампании игры Sommerville было участие в разработке проекта Дино Патти. Этот мужчина был сооснователем студии Playdead и приложил руку к, пожалуй, главным инди-хитам 2010-х - Limbo и Inside. Но дорожки разработчиков разошлись и Патти, организовав новую компанию Jumpship, начал пилить свой проект мечты - приключение Sommerville. Ожидания фанатов соответствовали высокой планке качества предыдущих работ.
Steam/ Jumpship

Забегая вперед, можно констатировать, что повторить успех у авторов, увы, не получилось. Немного перефразируя "классика", можно сказать, что не оправданные ожидания аудитории - это проблемы аудитории, но давайте разберемся со всем по порядку.

Сюжет у игры, на первый взгляд, простенький - сильно упрощенный вариант "Войны миров" Герберта Уэллса с вкраплениями "Дня независимости" с Уиллом Смитом. Инопланетное вторжение застает семью главного героя во время совместного сна на диване перед телевизором - жене с ребенком и собакой удается спастись и убежать, а глава семейства остается под завалами дома. За него и предстоит играть. Это худая и долговязая версия Джоэла из The Last of Us просыпается через некоторое время и, выбравшись из-под обломков, отправляется на поиски близких.

И здесь игрок сталкивается с первым и самым главным отличием от Limbo и Inside. В мир игры добавлено третье измерение, соответственно, персонаж теперь может передвигаться не только влево или вправо, но и в глубину - "к экрану" или "от экрана". Реализовано новшество максимально бестолково. В первую очередь потому что таким образом загадки и головоломки становятся супер-неочевидными. Они кое-как и кое-где подсвечены, но это помогает далеко не всегда.

Сама история получилась максимально странной. В ней снова применяется прием полного отсутствия диалогов между действующими лицами. Но он совершенно ничем логически не обусловлен. В Limbo и Inside не возникало вопросов, почему мальчики-протагонисты ни с кем не разговаривали - они находились в максимально враждебной среде, в которой все стремилось их уничтожить. Но почему псевдоДжоэл ни с кем не говорит? Ведь он встречает других персонажей по ходу прохождения.

Поэтому у Sommerville нет того самого вайба Playdead - нет того идеально выверенного Геймдизайна (исключительно с большой буквы), в котором игровой процесс и повествование сливались в единое монолитное полотно.

Финал, к слову, у похождений отца семейства просто отвратительный. Светофорная концовка Mass Effect на его фоне покажется вам шедевром сценарного искусства. Нельзя снова избежать сравнения с Limbo и Inside - после их финальных титров оставалась интересная неоднозначность, которая породила тонны фанатских теорий и роликов с разборами лора на YouTube.

Единственное желание после финальных титров Sommerville - поскорее снести ее, чтобы освободить место на SSD.

Отдельно хочется отметить ужасную оптимизацию. Игра по непонятным причинам тормозит и зависает в самых разных моментах, а бедная RTX 2060, загруженная почему-то на 100%, периодически во время прохождения завывала как Boeing на взлете.

В Steam за Somerville просят 880 рублей, а в Game Pass она доступна бесплатно - и даже при таком раскладе рекомендовать ее к ознакомлению не получится, лучше перепройдите еще раз Limbo и Inside.