24.11.2022 16:34
    Поделиться

    Нужны ли в школе отдельные уроки программирования

    Петербургские активисты предложили добавить в школьную программу изучение языков программирования - инициатива была направлена в Государственную думу. На фоне резко возросшего спроса на "айтишников" в условиях антироссийских санкций и одновременно оттока IТ-кадров из России идея выглядит достаточно привлекательной. Есть ли в ней рациональное зерно на самом деле? Корреспондент "РГ" попыталась разобраться вместе с экспертами.
    Для обучения программированию прежде всего нужны учителя, которые сами умеют это делать.
    Для обучения программированию прежде всего нужны учителя, которые сами умеют это делать. / istock

    Сейчас, по разным данным, российским компаниям и госкорпорациям не хватает до миллиона сотрудников IT-направлений - программистов, инженеров информационных технологий, системных администраторов и специалистов по информационной безопасности, а также математиков и алгоритмистов, инженеров связи, дизайнеров интерфейсов... В общем, список очень длинный. Поэтому с 2019 года в стране реализуется национальная программа "Цифровая экономика РФ", одним из направлений которой является федеральный проект "Кадры для цифровой экономики".

    - К 2024 году будет выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов, - говорится в описании проекта.

    Однако предполагает он прежде всего получение дополнительного образования и новых цифровых компетенций в дополнение к уже имеющимся. Школьникам, к примеру, предложили бесплатное обучение языкам программирования в рамках пилотного проекта Минцифры России и Университета-2035. Сейчас такая возможность есть у ребят из Белгородской, Новгородской, Пензенской областей, республик Татарстан и Саха (Якутия), а также Калужской, Тульской, Оренбургской, Нижегородской областей и Республики Башкортостан. Что касается обязательного школьного курса, то программирование в нем присутствует и сейчас.

    - Мы живем в мире, где нас окружают алгоритмы, которые мы должны уметь строить и выполнять, - поясняет корреспонденту "РГ" учитель информатики 509-й школы Красносельского района Санкт-Петербурга Дмитрий Серженко. - Кроме того, мы должны уметь управлять всеми "умными вещами", которых становится все больше, а для этого нужно понимать, как они устроены.

    По мнению Серженко, сегодняшний школьный курс информатики довольно адекватен. В профильном курсе - а сегодня ученики 10-11-х классов обязательно выбирают профилирующее направление образования - изучают в том числе программирование, при этом преподаватель имеет некоторую академическую свободу выбора. Дмитрий Иванович, например, преподает на Python.

    - Программирование можно интегрировать не только в информатику, но и в уроки труда, где собирать элементарный компьютер из запчастей, это один из способов познания компьютера, - предлагает в свою очередь Артем Третьяков, директор школы программирования для детей Synergy Academy. - И, например, дополнить уроки истории и обществознания темами, связанными с информатикой, информационными системами. Тогда дети смогут планомерно входить в IT-отрасль и заниматься языками программирования уже в школе.

    В то же время, полагает эксперт по продвижению IT-проектов Дмитрий Исламов, кадровые проблемы в IT дополнением школьных уроков информатики курсами по изучению языков программирования не исправить - просто потому, что это становится необходимым уровнем компетенций для специалистов любых отраслей.

    - С XXI века знание программирования становится таким же важным навыком, как и знание иностранного языка, - подчеркивает он. - Программирование все сильнее будет входить в большинство профессий, особенно, с развитием no-code- и low-code-систем, которые упростят сам процесс программирования. Например, уже появилась профессия data-журналист, который работает с большими данными и должен уметь писать запросы к базам данным и автоматизировать работу с информацией. Поэтому вопрос стоит не в факультативных занятиях для удовлетворения трудового спроса, а в подготовке выпускников, которые будут конкурентоспособными на внутреннем и международном рынках труда.

    Еще один немаловажный фактор - склонность самих учеников, которых традиционно делят на технарей и гуманитариев, физиков и лириков. Одним нелегко дается геометрия и особенно стереометрия, другие терпеть не могут писать сочинения. Однако многие эксперты подчеркивают, что программирование - это навык, который можно тренировать.

    - В Древнем Риме было два замечательных урока - логика и риторика, которые учили детей думать логически и обосновывать свое мнение. Мне кажется, важно развивать эти два навыка. Важно выращивать здоровое, социально ответственное общество, а уроки программирования этому способствуют, - считает Анастасия Тарасова, глава инвестиционного департамента международной консалтинговой компании. - Конечно же, подготовка на ранней стадии повысит количество и качество выпускаемых программистов.

    А что же сами дети?

    - Информатика - скучный предмет. За два года мы всего пару раз занимались программированием, - рассказывает петербургский девятиклассник Андрей. - Хотя это было бы и интересно, и перспективно.

    Так что петербургская новация снова может упереться в кадровую проблему. На этот раз - с другой стороны: кто научит школьников программированию и как преодолеть нехватку квалифицированных сотрудников еще на этом этапе.

    Цифра

    32,4 тысячи рублей составляет средняя зарплата учителя информатики в Новгородской области за 2022 год. По данным одного из рекрутинговых сайтов.

    Поделиться