Ситуация парадоксальная: рынку нужны автомобили, только насыщение спроса толкнет цены вниз. Но рынок стагнирует
Самый простой способ сделать автомобили доступнее - предоставить скидку по госпрограмме на отечественные машины в конечной стоимости
Евгения Смолянская/РГ
Кризис на отечественном автомобильном рынке волнует всех. Про необходимость сделать автомобили доступными, о контроле за ценообразованием на совещании с правительством говорил и Владимир Путин.

Не ведаю, какими именно методами правительство будет исполнять поручение президента, с интересом наблюдаю, жду позитива. Пока же опишу уже очевидные и системные проблемы, которые правительству предстоит решать.

Для начала, что у нас на рынке? По некоторым не самым пессимистическим прогнозам к концу года падение продаж автомобилей составит более 70%, будет продано около 520 тысяч машин, против 1,5 миллиона годом ранее.

При этом есть ли на рынке дефицит автомобилей? Еще какой! Но при наличии дефицита, практически нет и выбора. В продаже наши родные LADA, дорожающие представители дружественного Китая и сильно подорожавшие корейские машины. Европейцев надо поискать, да еще и сильно переплатить.

Итак, есть дефицит автомобилей, и одновременно есть дефицит спроса. Благодаря резко взлетевшим ценам, кошелек массового потребителя уже не тянет такую роскошь, как новое средство передвижения, потребитель приценивается к вторичному рынку.

Ситуация получается парадоксальная: рынку нужны автомобили, только насыщение спроса толкнет цены вниз. Но так как рынок стагнирует, то и поставлять машины, насыщать спрос, иностранным производителям не слишком-то и выгодно. Именно поэтому китайский автопром не стремится сразу занять все освободившиеся ниши, он прощупывает верхние ценовые сегменты.

Да, у нас есть господдержка. Можно получить скидку 20% на приобретение отечественного автомобиля по госпрограмме. Однако она устанавливает кучу условий для ее получения, и кроме того, эта скидка выглядит, как рекламный трюк. Ведь доступна она только при получении автокредита, а кредит - это проценты, плюс обязательное страхование каско, плюс еще и страхование жизни. И где в итоге оказывается эта скидка? Разошлась по банкам и страховщикам.

Пожалуй, самый простой способ сделать автомобили доступнее, это предоставить ту же скидку на любую машину отечественной сборки в ее конечной стоимости, без трейдерских накруток. А недополученный доход компенсировать производителю. Это была бы реальная помощь автомобилистам и автопрому. Здесь бы и спрос появился, и рынок вздохнул. Но мне наверняка скажут, что я предлагаю слишком простое, а значит неправильное решение.

Владимир Баршев
журналист
Поделиться