Жизнь Валентины Антоновны Малыхиной - это история большой страны, которая называлась СССР. Ребенком она пережила оккупацию, восстанавливала разрушенную войной Луганщину, трудилась на виноградниках в Крыму, а теперь отправляет вещи и лекарства бойцам Народной милиции ЛНР.
Об этой встрече мы договаривались заранее. Все-таки почтенный возраст требует уважения и бережного отношения. 30 октября Валентина Антоновна Малыхина отпраздновала свой 94-й день рождения. Ее поздравляли местные депутаты, один из них и рассказал мне, что замечательная бабушка собирает очередную посылку для бойцов Народной милиции ЛНР.
- Приехали поздравить бабулю с днем рождения, а они вещи упаковывают перед отправкой, - рассказал Артем. - Мы были поражены, ведь это все из ее пенсии.
Так мы и познакомились с Валентиной Антоновной и ее племянницей Еленой Розаевой. Сначала заочно, а потом встретились у них дома. Осенний Коктебель по-особенному тих, но все так же приветлив. Дома под красной крышей в глубине поселка здесь называют немецкими. В последние годы СССР их возводили строители из ГДР.
- Дома красивые, только отопления нет, - Лена встречает меня у подъезда. - Котельную давно разобрали. С тех пор люди так и живут. Пойдемте, бабуля вас ждет.
К приезду гостя Валентина Антоновна надела любимый платок и первым делом рассказала, что сама "из Сталинской области".
Сталинская, Ворошиловградская области - сегодня это Луганская Народная Республика, где осталась ее родная деревня Анновка. В Великую Отечественную, после прихода Советской армии, девчонкой работала на заводе, потом на шахте. Там и встретила будущего мужа, фронтовика, который был старше на 12 лет.
С войны он пришел с тяжелым ранением. Через несколько лет врачи рекомендовали переехать в Крым, иначе, мол, он долго не протянет. Тогда и поселились в Насыпном вблизи Коктебеля. Работали, растили трех сыновей.
Валентина Антоновна овдовела в 38. Так сложилась жизнь, что пережила и своих детей. Последние 15 лет ее опекает племянница Елена Розаева. Сама она из Луганска, там уже семь лет воюет ее брат, майор Андрей Сенищ.
- До 2014 года он был шахтером, - рассказала Елена. - Когда началась война, перекрыл машиной выезд из украинской воинской части, чем спас много жизней. А потом большинство этих спасенных вернулись к нам с оружием.
С 2015 года Андрей служит в народной милиции. Был в разведке, теперь командует артиллерией. Рядом с отцом сегодня находится его сын Иван.
- Ваня получил ранение, сейчас проходит реабилитацию, но уже скоро вернется в строй, - говорит Лена. - Брата не раз видела в новостях, их часть на передовой.
Валентина Антоновна тоже следит за новостями с родины. Переживает и хочет быть полезной. Потому попросила племянницу собирать посылки для военных.
- Идея была ее, и деньги тоже - это ее пенсия, а руки и ноги мои, - улыбается Лена. - Собираем только то, что ребята просят. Я связываюсь с братом, он говорит, что сейчас нужно, и отправляем с автобусом. А там кто-то из бойцов уже встречает.
В этот раз они приготовили несколько дюжин носков, тельняшки с начесом и лекарства.
- Самое необходимое сейчас - порошок от простуды, который с горячей водой разводят, - поясняет Лена. - Уже холодно, ребята в окопах мерзнут, простужаются. Еще отправляем обезболивающие и кровоостанавливающие препараты.
Лена сейчас без работы, и они вдвоем живут на одну пенсию, в неотапливаемом доме, в чужой квартире, потому что 15 лет назад по воле недобрых людей Валентина Антоновна лишилась своего жилья. Родной дом Елены в Луганске сегодня под постоянными обстрелами, и она не знает, когда сможет туда вернуться, да и будет ли куда возвращаться. Но обе они верят в Россию.
Тринадцатилетний Степа Чавдар собирал карманные деньги на планшет. Но когда в Екатеринбурге объявили сбор помощи медицинским отрядам спецназначения, оказывающих помощь в прифронтовой полосе, он вместе с бабушкой приехал в окружной Дом офицеров и поставил на стол коробку со всеми сбережениями.
- Мы сами не ожидали, - рассказала "РГ" мама шестиклассника Наталья. - Когда прошел клич о помощи, купили необходимое и отправили все это с бабушкой и Степаном. Его все эти сборы как-то очень тронули.
Деньги у Степы в пункте сбора не взяли - не положено. Предложили сходить до ближайшей аптеки и докупить на них все, что нужно, по списку. А когда они с бабушкой вернулись, занесли в журнал учета пожертвования семьи на сумму в 12 600 рублей.
За отзывчивость Союз ветеранов области вручил парню планшет, который он хотел купить.
- Баня передвижная, как военно-полевая кухня, хоть в поле, хоть в лесу поставишь. К БТР подцепишь или к танку. Очень удобно, на передовой можно сушиться или как столовую использовать, отдохнуть, поспать, - объясняет инициатор строительства Фарит Хазимуратов.
Бывший военный, он еще во время службы узнал, чем южная зима отличается от удмуртских морозов: "Когда мороз, легче переносится. А на Донбассе зим не бывает, там постоянная осень до апреля - слякоть: ни просушиться, ни согреться". Вот и подкинул односельчанам идею собрать баню для солдат. Ни в деревне, ни в районе не осталось равнодушных: кто-то помогал советом, кто-то рублем, а еще руками и инструментом. Местное лесничество поделилось сухим деревом - пар должно держать хорошо.
Из Саратовской области, где сегодня проходят подготовку мобилизованные из Удмуртии, обещали сообщить, когда и куда их отправят. Тогда и двинется в путь гуманитарная мини-колонна из деревни Солдырь. Баню разберут, бревна пронумеруют, чтобы уже на месте, за 2,5 тыс. км от Удмуртии, сложить заново. На сборку уйдет всего три часа.
"То есть у меня, у генерал-полковника, сыновья должны служить, а у вас, у таких великих чиновников, нет?" - спросил он.
Меликов добавил, что таким людям нечего делать в госорганах: "Нельзя себя отделять от простых людей и прятаться за ширму". Он отметил, что отсрочку дети чиновников могут получить только законным способом, в результате болезни или учебы. И сообщил, что уклонистов проверят на их пригодность к службе в армии.