Компактный кроссовер и электромобили: Что будет производить возрожденный автозавод "Москвич"
"Не прошло и шести месяцев - мы запускаем завод, который группа Renault оставила и ушла с российской площадки, - сказал глава столицы. - Наверное, многие думали, что российский автопром закончится, на самом деле это стало еще одним стимулом возрождения нового производства. Москва сегодня запускает новую модель под старым брендом "Москвич", и это, конечно, историческое событие".
Параллельно с выпуском этой модели, по словам мэра, на заводе идет работа над выпуском электромобилей, которые в будущем станут его основной продукцией. "Москва имеет все шансы стать крупнейшим центром электромобилестроения в России", - уверен Сергей Собянин.
Итак, что же собой представляет первенец автозавода, который, имея 92-летнюю историю, в очередной раз начинает все с нуля? Это компактный кроссовер длиной 4410 мм, шириной 1800 и высотой 1660 с колесной базой 2620 мм и просторным салоном с комфортабельными эргономичными сиденьями. Оборудован он бензиновым турбомотором (1,5 л, 150 л. с., 210 Нхм) в паре с вариатором или шестиступенчатой механической коробкой передач. Современно он будет выглядеть и чисто внешне - с геометрическими линиями кузова и современной светодиодной оптикой с узнаваемыми рисунками дневных ходовых и габаритных огней. Как и все авто в наши дни, кроссовер будет снабжен цифровыми кодами, указывающими на его размер и старшинство в семействе. В зависимости от модификации коды могут содержать дополнительные буквенные индексы. Например, индекс "е" будет означать электромобиль.
Журналисты, обследовав во время пресс- тура первые "Москвичи", обнаружили немало приятных функций. Например, стеклянный открывающийся люк, электронный тормоз с кнопочкой вместо рычага, как в дорогих автомобилях, благодаря которому между первыми сиденьями освободилось много места, камера обзора на 360 градусов - то есть никаких слепых зон и многое другое. В общем, все сошлись во мнении, что у Lada Vesta - российского авто такого же класса, явно появился серьезный конкурент. Правда, ни завод, ни власти цены нового "Москвича" пока не называют, но эксперты говорят: если он будет стоить порядка двух миллионов рублей, пойдет нарасхват.
В массовую продажу в Москве и регионах Центрального федерального округа новый городской кроссовер поступит уже в декабре.
Как рассказал "РГ" главный руководитель проектов "Москвича" Максим Клюшкин, в настоящее время сделано уже 25 автомобилей, шесть из которых и предъявили представителям СМИ. Остальные пока проходят тестирование и проверки на качество, но уже со следующей недели по словам Клюшкина ставится задача производить за смену 50 машин.
До конца 2022 года планируется выпустить 600 автомобилей, из которых 400 с бензиновыми двигателями и 200 электромобилей. В 2023-м выпуск увеличится до 50 000 - 10 000 из них будут с электродвигателем, а в 2024-м - до 100 000, на долю электромобилей придется 20 000. Вместе с ростом объемов производства будет повышаться и доля локализации. Дело в том, что за годы, когда заводом владела группа Renault (практически с 1998 года по 2022-й), она целенаправленно избавлялась от российских поставщиков автокомпонентов, переводя производство на иностранные запчасти и комплектующие. Поэтому сейчас нам требуется время на разработку собственной универсальной платформы и создание ключевых отечественных автокомпонентов. Для скорейшего начала работы правительство Москвы заключило соглашение о сотрудничестве с КАМАЗом, имеющим опыт крупноузловой сборки с последующим увеличением объемов локализации.
Возрождение "Москвича" планируется провести в три этапа. На первом этапе в этом году автозавод начинает работу с крупноузловой сборки, на втором, в 2023 году, добавится мелкоузловая сборка, а на третьем, в 2024 году, планируется начать производство собственного электромобиля из российских компонентов на универсальной платформе (батареи, двигатель, редуктор).
По мнению Собянина, очень важно то, что правительству Москвы удалось сохранить трудовой коллектив "Москвича", где в настоящее время продолжают работать более двух тысяч человек. Для сбыта и технического обслуживания автомобилей "Москвич" формируется и собственная дилерская сеть, в которую пожелали войти 340 представительств из 23 городов России. Из пожелавших будут выбраны партнеры и откроются первые 40 фирменных дилерских центров. Предполагается, что вначале основным регионом сбыта электромобилей станет Центральная Россия.