24.11.2022 13:39
    Поделиться

    Страны ЕС не согласовали введение потолка на российскую нефть. Выгодна ли сейчас России затяжка времени

    Страны Евросоюза 23 ноября не смогли согласовать общую позицию по введению потолка цен на российскую нефть. Переговоры должны продолжиться 24 ноября, но в этот день на повестке есть другие вопросы. В том числе потолок цен на газ в ЕС, обсуждение которого может оказаться не менее сложным.
    Максим Богодвид/ РИА Новости

    Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, загвоздка переговоров вокруг потолка цен на российскую нефть связана с тем, что страны ЕС "разрываются" между стремлением снизить порог стоимости для сырья из РФ и сложностью реализации этой меры. А продолжительность переговоров не играет на руку самой идее ценового порога, которая, к тому же, не является рыночной, то есть мерой, способной оказать долговременное воздействие на цены без дополнительного принуждения.

    Переговоры по ограничению максимальных цен на российскую нефть застопорились из-за позиции Польши, сообщает американское издание Politico. Большинство стран ЕС готово было принять потолок цен на уровне 65-70 долларов за баррель, но Польша настаивала на предельной стоимости российской нефти в 30 долларов за баррель. В результате - фиаско (хотя все ждали, что 23 ноября узнают предельную цену на российскую нефть) и продолжение периода неопределенности.

    Переговоры, конечно, продолжатся, отказаться от идеи потолка Евросоюз, конечно, не сможет. Особенно если учесть, что она поддержана лидерами ЕС - Германией, Францией и Италией, в рамках "большой семерки". Окончательное решение постараются принять до 5 декабря, когда в силу вступит эмбарго ЕС на импорт российской нефти морским путем. При этом вполне вероятен какой-то переходный период по вступлению потолка в силу. Агентство Bloomberg сообщало о 45 дневном периоде (до 19 января 2023 года), когда к нефти из России не будет применяться потолок цен, если она загружена для транспортировки до 5 декабря. Аналогичная мера уже одобрена в США.

    Для России отсрочка введения потолка не имеет особого значения, поскольку из стран, готовых присоединиться к этой мере, импортерами нашей нефти сейчас являются только государства Евросоюза и Япония. Но Евросоюз, как уже было сказано, сам запрещает морские поставки нефти из России с 5 декабря. А Япония покупает нашу нефть с проектов на Сахалине, на которых, по информации СМИ, потолок цен не будет распространяться.

    А если учитывать, что наша страна официально заявила о прекращении поставок нефти в страны, которые введут потолок цен, то согласование его параметров в ЕС превращается в формальность. Определится лишь то, кто будет первым - мы остановим поставки нефти в ЕС из-за введения потолка или страны Евросоюза прекратят покупать нашу нефть из-за вступления в силу запрета на ее импорт из России.

    При этом сама неопределенность с потолком цен заставляет трейдеров (компании торгующие нефтью) по всему миру весьма осторожно подходить к закупкам российского сырья. Озвучивание его условий снимет неопределенность, но введение потолка цен ниже сегодняшней цены нашей нефти вызовет увеличение дисконта на нее, который предоставляется покупателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Сейчас российская нефть Urals стоит около 67-68 долларов за баррель, то есть немногим выше потолка, а Brent - 85-86 долларов за баррель. Китай и Индия - основные импортеры нашей нефти в этом году - обязательно воспользуются ситуацией и будут настаивать на дополнительных скидках. Летом этого года дисконт нашей нефти марки Urals по отношению к эталонной марке Brent достигал 30 долларов за баррель, но с течением времени уменьшился.

    Что касается Европы, то, как отмечает Родионов, желание Польши и стран Балтии, настаивающих на потолке в 30 долларов за баррель - нереалистично, с учетом текущей стоимости Urals (в ноябре 2022 года средняя цена составила 70,6 долларов за баррель, согласно данным Минфина). В целом, долговременный эффект на рынок может оказать расшивка узких мест инфраструктуры, в то время как внедрение и администрирование ценового потолка неизбежно будет сопряжено с трудностями, считает эксперт.

    Поделиться