Дизель с сентября дорожает на АЗС. Эксперты рассказали, чем обусловлен рост цен

С начала осени дизельное топливо (ДТ) на заправках подорожало почти на 3,3% (1 рубль 79 копеек). Последние четыре недели рост цены ускорился с 13 копеек в неделю в конце октября до 52 копеек на прошлой неделе. Аналогичный рост цен на ДТ наблюдался в конце прошлого года, также с сентября и также основное подорожание пришлось на октябрь, ноябрь и зимние месяцы.
С ноября прошлого года дизельное топливо на заправках подорожало на 4 рубля.
С ноября прошлого года дизельное топливо на заправках подорожало на 4 рубля. / Сергей Куксин/РГ

В пресс-службе минэнерго "РГ" пояснили, что изменение цен на дизельное топливо обусловлено сезонным фактором при переходе с летнего дизельного топлива на более дорогостоящий в производстве зимний дизель.

Но в этом году у подорожания есть особенности, которые бросаются в глаза. Во-первых, цена ДТ в рознице во многих регионах обогнала стоимость премиального бензина (марка АИ-98 и выше). В прошлом году в конце ноября такая ситуация наблюдалась только в четырех областях Дальнего Востока и Томской области в Сибири. В этом году в девяти областях Дальнего Востока, семи областях Сибири, двух на Урале и в Мурманской области на северо-западе России.

Во-вторых, в прошлом году росли цены не только на ДТ, но и на бензин, что было связано с ростом цен на нефть. В этом году растут только цены на бензин марки АИ-98 и выше, цены на АИ-92 и АИ-95 остаются приблизительно на одном уровне с начала лета.

На цену дизельного топлива повлияли рост экспорта в ЕС и сезонный фактор

В-третьих, сейчас на оптовом рынке цены на зимнее ДТ по сравнению с концом прошлого года почти не изменились, а в рознице ДТ с того времени подорожало на 8% (на 4 рубля). Причем в опте цены на ДТ стали почти на 80% выше цен на АИ-92 и на 60% - АИ-95. В прошлом году соотношение было приблизительно 35% и 30% соответственно. Разница увеличилась за счет снижения стоимости бензинов. При этом средняя цена нашей нефти Urals в ноябре 2021 года составила 79,68 доллара за баррель, что явно окажется выше цены по итогам ноября 2022 года. Возникает вопрос: почему не снизилась цена на ДТ в опте и почему она растет в рознице?

По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, рост цен на внутреннем рынке связан с увеличением объемов экспорта дизельного топлива в Европу. На данный момент в ЕС наблюдается значительный дефицит ДТ, что делает его экспорт крайне привлекательным. Повышенный спрос в ЕС также связан с формированием запасов дизельного топлива в Европе в преддверии введения эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в феврале 2023 года.

Как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, в прошлом году глава Российского топливного союза говорил, что мощности РФ по выпуску зимнего дизельного топлива неадекватны спросу. Если раньше спрос частично удовлетворялся за счет смешения дизельного топлива с более легкими фракциями, то сейчас требуются строгое соблюдение стандартов и использование специализированных присадок. Трудно сказать, как в этом году выглядит баланс спроса и предложения, поскольку нет подробных данных ни по потреблению, ни по выпуску. Возможно, сохраняются структурные проблемы прошлого сезона, и тогда подорожание дизеля продолжится этой зимой.

С точки зрения аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, в ближайшие два месяца небольшой рост цен на ДТ возможен. Но после ввода европейского эмбарго рост цен приостановится.

С этим согласен эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Сергей Игорь Галактионов, который считает, что после европейского эмбарго, в конце I - начале II квартала 2023 года, рынок ждет охлаждение и цены на ДТ в России вернутся на свою обычную траекторию.