"Сериал формирует карикатурное представление о русском монашестве". В РПЦ прокомментировали решение Минкультуры по "Монастырю"

В Русской православной церкви прокомментировали свое отношение к сериалу "Монастырь". Там напомнили, что министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму, что вызвало скандальную реакцию среди части общественности.

"Нет сомнений, что решение министерства культуры будет поддержано большинством верующих Русской Церкви, которые уже направляют жалобы против сериала "Монастырь", - написал в своем Telegram-канале замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Он напомнил, что летом этого года создатели фильма обращались с просьбой согласовать съемки в одном из монастырей, однако им было отказано в проведении съемок в храмах и монастырях Русской православной церкви (письмо находится в архиве Отдела). "Фильм, по нашей оценке, а также по оценке Патриаршего совета по культуре, не заслуживал поддержки. При решении вопроса о согласовании съемок Церковь обладает свободой как любой владелец или пользователь имущества. Равно как и любой человек вправе решать, будет ли в его квартире сниматься фильм, в зависимости от того, нравится ли ему сценарий или не нравится", - подчеркнул Кипшидзе.

Он добавил, что никакого интереса к диалогу с синодальным Отделом по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ по содержанию фильма создатели фильма - компания "Лунапарк" - не проявили. "Напротив, решив обойтись без нашей помощи, создатели фильма нашли возможность договориться о съемках в Кирилло-Белозерском монастыре, который по статусу является музеем, самостоятельно решающим вопрос допуска съемочной группы на объект", - пишет представитель Церкви.

Вахтанг Кипшидзе также сообщил, что ни РПЦ, ни Минкультуры до сих пор не представлен фильм полностью для закрытого просмотра, что является нормальной практикой даже для такого фильма, как "Страсти Христовы" Гибсона. О содержании "Монастыря" Церковь судила по сценарию, который не содержал ни сцен сексуальной оргии, ни употребления наркотиков, которые все наблюдали в просмотренных 1-й и 2-й сериях.

"Анализируя имеющийся в нашем распоряжении сценарий, можно заключить, что фильм формирует у широкой публики искаженное, карикатурное представление о русском монашестве", - убежден замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

"На мой личный взгляд, сценарий не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ ("Нарушение чувств верующих"), но зато он содержит, например, сцены ЛГБТ-отношений, за запрет пропаганды которых Русская Церковь последовательно выступает. Иными словами, решение Минкультуры представляется нам находящимся в духе исполнения указа президента, касающегося сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в котором закреплено, что "особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию".

Последнее, по мнению Кипшидзе, исключает представление в художественных произведениях жизни русского монашества в диффамационном ключе (в смысле резолюций Совета по правам человека ООН, касающихся борьбы с диффамацией религий).

Однако, как сказано в сообщении, в РПЦ поддерживают творческую свободу и призывают кинематографическое сообщество к съемкам фильмов о жизни Церкви. "Готов оказывать поддержку добронамеренным режиссерам и сценаристам, организовывать съемки в храмах и монастырях, а также безвозмездно консультировать создателей фильмов", - подытожил Вахтанг Кипшидзе.

Справка "РГ"

Синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ имеет опыт поддержки яркого и даже рассматриваемого многими как провокационного фильма "Непослушник", съемки которого проходили в одном из монастырей.

Специально для "РГ"

Вахтанг Кипшидзе, заместитель Главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

- Очень обидно что церковная жизнь, в том числе и монастырская, не становится или редко становится предметом нескандального творчества.

Я считаю, что на самом деле для свободы художника в этой теме очень мало рамок. И сценарист, и режиссер, и актеры вполне могут раскрыть себя на этом материале так, что их произведение с одной стороны будет нетривиальным, не лубочным изображением церковной жизни, а с другой все-таки не сведется к снятию сцен с голыми женщинами на фоне монастырских стен и в монастырских кельях, что мне лично кажется пародией на искусство. И особенно искусство, которое старается брать церковные сюжеты в качестве предмета своего художественного внимания и исследования.

Я читал сценарий этого сериала, и на мой взгляд, он не содержит признаков преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ ("Оскорбление чувств верующих"), но это не отменяет художественного безвкусия этой работы ( если судить о ней по первым двум сериям и сценарию, который я смотрел целиком).

Напомню, что обычно создатели фильмов о церкви не отказываются от закрытых показов, которые позволяют людям с глубоким или экспертным знанием темы непублично высказать свое мнение о фильме. И, может быть, обратить внимание на какие-то неточности и искажения. По-моему, это совершенно нормальный процесс, отнюдь не являющийся посягательством на творческую свободу. Были же во все времена, начиная от начала кино, у фильмов консультанты.

А закрытые показы обычно организуются для определенных аудиторий. Таким адресным аудиториям показывали, например, "Страсти Христовы" Мела Гибсона. В том числе и иудейской религиозной общине, которая обратила внимание на то, что иудеи в фильме изображены не самым комплиментарным образом. И обычно художник берет во внимание реакцию религиозной публики. Показ фильма, касающегося жизни той или иной религиозной общины, этой общине до того, как он будет показан широкой публике, это хороший тон. И поверьте, он никоим образом не ограничивает творческую свободу.

Подготовила Елена Яковлева