Возможность делать фото до и после аренды появилась в приложении давно. И хотя опция была необязательной, продвинутые "каршероводы" все равно постоянно ей пользовались, рассказал "РГ" вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Теперь же, если не сделать, как минимум, четыре кадра с разных сторон машины, приложение не даст завершить аренду. На процедуру дается три бесплатных минуты. В каршеринге рассчитывают, что обязательное фотографирование поможет объективно разобраться в каждой конфликтной ситуации.
Пока что стандартная схема выглядит так. Если новый арендатор зафиксировал повреждения, которых не было раньше, то это автоматически означает вину предыдущего водителя. Дальше компания выставляет штраф за то, что пользователь не сообщил о происшествии с машиной - а это минимум 10 тысяч рублей. Плюс - оплата запчастей и работы мастеров. В лучшем случае при небольшой царапине на бампере у бюджетного Volkswagen Polo компенсация составит 8 тысяч рублей. Все эти деньги спишутся с карточки, привязанной к аккаунту, в безакцептном порядке. Без всяких дополнительных разрешений, просто придет SMS о списании. На этой почве продолжают возникать сотни конфликтов между оператором и клиентами.
В соцсетях можно найти многочисленные сообщества недовольных "каршероводов". Кто-то из них оспаривает сумму, выставленную в приложенных к штрафному письму заказ-нарядах от компании. А кто-то - и саму вину: мол, поцарапали машину после завершения аренды, а потом повреждения якобы "повесили" на добросовестного клиента. В каршеринге же придерживаются крылатого тезиса "Наказания без вины не бывает". Если человек не сделал фото, подтверждающие нормальное состояние машины после аренды, то он должен понести ответственность.
"Конфликтных ситуаций на этой почве становится все больше, - говорит гендиректор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев. - Популярность каршеринга растет и соответственно увеличивается нагрузка на операторов". Есть вероятность халатности при определении виновника. С другой стороны, и сами пользователи не всегда честны и в ряде случаев пытаются переложить ответственность на оператора.
Так или иначе, если выставленный счет вовремя не оплатить, организация довольно быстро переуступит задолженность коллекторскому агентству. Свои права в переговорах с взыскателями можно и нужно отстаивать, указала кандидат юридических наук Дарья Петрова. Во-первых, необходимо запрашивать у коллекторов документы, подтверждающие, что право требования просроченной задолженности действительно перешло к ним. Иначе есть риск отдать деньги просто так. А если пользователь не согласен с выставленной суммой, надо готовиться к судебному разбирательству. И уже там можно будет предъявлять альтернативные расчеты, сделанные лицензированными оценщиками и автодилерами. Также можно запросить записи с видеокамер, которые подтвердят, что машину повредили уже после аренды.
Как полагают опрошенные "РГ" правоведы, в целом обязательное фотографирование действительно поможет существенно снизить количество конфликтных ситуаций в каршеринге. Однако на сто процентов несправедливые штрафы все равно не исключит, полагает юрист Европейской юридической службы Юлия Цын. Например, вы можете просто не заметить какую-то царапину или скол, и следующий пользователь акцентирует на нем внимание. А сделанные фото после аренды не дадут понять четко, было повреждение или нет. В этом случае добросовестному пользователю стоит объяснить ситуацию представителям оператора. Или запрашивать дополнительные доказательства, записи с камер, уже во время судебного процесса или подготовки к нему.