Рубрика:
    30.11.2022 08:00

    Едем дальше

    Работоспособность водителей грузовиков и автобусов будут контролировать прямо на маршруте

    В столице, например, автобусы давно оборудуются приборами, контролирующими работоспособность водителя / Сергей Михеев
    В столице, например, автобусы давно оборудуются приборами, контролирующими работоспособность водителя / Сергей Михеев

    Нормы труда и отдыха для водителей грузовых автомобилей и автобусов можно будет корректировать индивидуально, по показаниям прибора, контролирующего состояние и работоспособность водителя. Соответствующий законопроект правительство внесло в Госдуму.

    Ни для кого не секрет, что одна из главных проблем аварийности на дорогах - это переработки водителей. Человек ощущает усталость, но ему кажется, что он в состоянии справиться с ней, что ситуация под контролем. Вроде бы просто моргнул, но оказалось, что на это действие ушло несколько секунд, и тяжелая фура в повороте уехала прямо.

    Нарушение режима труда и отдыха - для таксистов обычная история. И это одна из основных причин высокой аварийности с участием этого вида транспорта.

    Для того, чтобы снизить аварийность по причине переутомления водителя 51 государство, в том числе Российская Федерация, подписали Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Оно регламентирует режимы управления транспортным средством и отдыха водителей. Аналогичные нормы времени управления транспортным средством и отдыха установлены и для внутрироссийских перевозок.

    Контроль за соблюдением норм труда и отдыха осуществляется с помощью тахографов, которыми должны быть оснащены грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (за некоторыми исключениями, установленными приказом Минтранса) и автобусы, принадлежащие как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.

    Тахографы записывают, когда водитель приступил к работе, когда прервал ее на отдых, когда закончил отдыхать, а также где с какой скоростью двигался. Все эти данные могут служить доказательством того, что водитель соблюдал установленные правила или же нарушал их.

    Тем не менее довольно часто свидетели ДТП обращают внимание на то, что водитель двигался неадекватно. Так, что можно было с большой долей вероятности предположить, что он просто заснул за рулем. Чтобы предотвратить такие происшествия и было принято решение о внедрении в автомобили систем контроля труда и отдыха водителей. Речь идет именно о тахографах. Обмануть эти устройства практически невозможно. Они встраиваются в саму систему управления автомобиля. Устанавливается блок, который передает информацию буквально с каждого оборота двигателя в электронную систему. Он же сохраняет информацию, защищенную криптографией. По сути - это "черный ящик" самолета, только для автомобиля. После любой автоаварии с его помощью можно установить, что и как именно произошло, а главное - как в дальнейшем можно предотвратить подобное ДТП.

    Не так давно в Правилах дорожного движения были закреплены нормы труда и отдыха для водителей грузовых автомобилей и автобусов, эксплуатируемых физическими лицами. Нормы расписаны довольно подробно. Так, водитель обязан не позднее чем через 4 часа 30 минут с момента начала управления сделать перерыв для отдыха. Продолжительность отдыха должна быть не менее 45 минут. После чего водитель может снова приступить к работе. Перерыв для отдыха можно разделить на две части. При этом первая часть должна составлять не менее 15 минут, а вторая - не менее получаса.

    Приборы контроля работоспособности водителя будут устанавливаться добровольно. Они позволят продлить его режим работы. Или вовремя предупредят об опасности дальнейшего нахождения за рулем

    Также установлено время управления транспортом и время отдыха в течение суток, недели и двух недель. В сутки водитель может проводить за рулем не более девяти часов, в неделю - не более 56 часов, а в течение двух недель подряд - 90 часов. Оговариваются случаи, когда водитель может превысить время, которое он находится за рулем, например, на час. Это допускается при отсутствии места для стоянки.

    Эти требования касаются непосредственно водителей грузовиков и автобусов, эксплуатируемых физическими лицами. Но есть и требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые должны так установить график работы, чтобы он соответствовал всем необходимым режимам труда и отдыха водителей. Они утверждены приказом Минтранса. В частности, этим документом установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Не всегда и не везде это требование можно строго соблюсти. Для таких ситуаций есть другой пункт: время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов. Также подробно прописано, сколько водитель должен отдыхать, при каких условиях. В документе учтены особенности работы при регулярных перевозках, а также вахтовым методом.

    Тахографы должны устанавливаться на все грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, а также на все автобусы, эксплуатируемые физическими лицами. Исключения установлены нормативными правовыми актами Минтранса России. Легковые такси в этот список не входят.

    Напомним, что за отсутствие тахографа или за нарушения требований к его использованию водителю грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Под нарушением требований к использованию подразумеваются, например, такие ситуации, когда водитель забыл включить прибор или не вставил в него карту водителя.

    Что касается нарушений режима труда и отдыха, то здесь штраф гораздо меньше - от 1,5 до 2 тысяч рублей. Причем на дороге выявить такие нарушения не сложно. Данные тахографа можно распечатать тут же, прямо в автомобиле.

    Стоит отметить, что на транс- портных средствах, принадлежащих юридическим лицам, подобные нарушения закона допускаются реже. Ведь для юридических лиц штраф за выпуск на линию транспорта без тахографа или за нарушение водителем режима труда и отдыха составляет уже от 20 до 50 тысяч рублей. И работодатели, как правило, строго следят за тем, как водители передвигаются на их машинах. Сейчас на трассах редко можно встретить фуру с российскими номерами, идущую с превышением скорости. Ведь тахограф записывает и скоростной режим. Ночью количество фур на дорогах заметно снижается. Кроме того, крупные перевозчики используют и другие способы контроля за водителями. Например, телеметрические средства.

    За соблюдением режима труда и отдыха строго следят на дорогах. Фото: Сергей Михеев

    Вместе с тем, как считают в Минтрансе, установленные максимальные нормы времени управления транспортным средством и минимальные нормы времени отдыха рассчитаны для некоего среднестатистического водителя. Тогда как в конкретном воплощении это, конечно, разные люди, с разными психофизическими возможностями. Кто-то способен сохранять концентрацию внимания более длительное время, и увеличение предельного времени управления транспортным средством для него вполне допустимо. А кому-то, напротив, его стоило бы уменьшить относительно установленных норм, снизив тем самым риск возникновения ДТП. Для этого необходимо осуществлять мониторинг поведения водителя, фиксировать изменения его психофизиологического состояния в процессе управления транспортным средством. Это возможно. Приборы контроля и поддержания работоспособности на рынке есть.

    Такой прибор и предлагается добавить к тахографу. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает их добровольную установку. Стоит обратить внимание на то, что прибор позволяет повысить не только безопасность, но и производительность работы водителя. Например, такая ситуация: нормативные 4,5 часа управления еще не истекли, но прибор определил, что с водителем не все в порядке: увеличилось время реакции, проявилась усталость - словом, зафиксированы признаки начальной фазы засыпания. Значит, водитель должен остановиться и отдохнуть. Потеря концентрации внимания создает угрозу его личной безопасности и безопасности других участников движения.

    Возможна и обратная ситуация, когда положенные 4,5 часа истекли, но прибор не фиксирует изменений в состоянии водителя. Водитель бодр, вполне работоспособен и может продолжить управлять автомобилем. Вряд ли больше того же часа или двух, заложенных в нормах по труду и отдыху водителя. Тем более что они закреплены Трудовым кодексом.

    Впрочем, все эти детали будут дополнительно конкретизированы и подробно прописаны в подзаконных актах. Предполагается, что благодаря этим поправкам увеличится экономическая эффективность труда водителя. Стало быть, и спрос на устройства контроля работоспособности со стороны автопарков весьма вероятен.

    В российской Госавтоинспекции заверили, что контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок остается в приоритете деятельности службы, и надзор за участниками рынка в этой сфере транспортной деятельности будет усилен. В свою очередь, автотранспортные предприятия должны тщательней контролировать работу грузового и пассажирского транспорта и безопасность перевозок.

    Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"