"Российская газета" и правозащитники поддержали семью. Действия властей, стремящихся во что бы то ни стало разрушить ее, весьма подозрительны.
Заседание проходит в закрытом режиме. Таково требование закона, если речь идет о несовершеннолетних. Но позиции сторон известны. Опека считает, что Надежда не имеет права воспитывать детей. Что она злоупотребляет алкоголем и не следит за мальчиками. Этот вывод сотрудники опеки сделали на днях. Заглянули в дом к Наде в деревне Чекрушево и ушли с тремя завернутыми в одеяла пацанами. Мать бежала босиком по сугробам, но "отбить" детей не смогла. Почему забрали? Да мать пьяная спала, в доме холодно, каша не сварена, отвечают в опеке.
Стоп, давайте по порядку. Почему решили, что мать пьяная? По внешнему виду, говорят. А почему решили, что в доме холодно? Нам так показалось. Продуктов полный набор: яйца, молоко и так далее. А вы считаете, что дети голодные? Ну да! И никаких документальных подтверждений нет.
Термометр не сфотографировали. Бутылок, рюмок на фотографиях тоже нет. "Скорую помощь" не вызвали. И кстати, Надежда никогда не стояла на учете в наркодиспансере. Все как-то на глазок. А требования в иске такие, что ломают жизнь троим малышам и двум взрослым людям - их родителям.
Удивительное путешествие в считаные дни совершил младший сын Надежды - восьмимесячный Саша. Малыша забрали из родного дома, он обнаружился за тысячи километров, в Екатеринбурге, под временной опекой у 47-летней женщины, занимающей должность топ-менеджера в коммерческой компании, и ее 29-летнего мужа.
Как это могло произойти? Желающим усыновить ребенка в возрасте до года приходится ждать по несколько лет. А тут - как по щелчку.
Чтобы собрать разбросанных малышей в родном доме, пришлось в срочном порядке устанавливать отцовство детей. У них есть родной папа по факту, но его не было в документах. Виктор Вшивков отправился в Тарский ЗАГС, где у него... не хотели принимать заявление, написанное от руки. Якобы принимают только напечатанные. И если бы не общественники, отцовство могли и не установить вообще.
Одновременно бывшего детдомовца "обрабатывала" директор учреждения, где он воспитывался. Мол, зачем тебе эта обуза, одумайся!
К сожалению, ни огласка, ни вмешательство общественников и "Российской газеты" не смогло переубедить чиновников. Иск о лишении Надежды родительских прав не отозван, дело рассматривается.
Надя принесла на заседание суда кучу чеков, подтверждающих ее заботу о детях. Витамины, лекарства, медобследования. Все это многодетная мать делает за свой счет. Сашеньку она выхаживала долго и упорно - он родился с косолапием, ему нужны специальные брейсы, о которых, кстати, в семье временных опекунов, кажется, и не слышали. Вылечила - и отдай!
- Я занимаюсь своими детьми, стараюсь быть хорошей матерью, мальчики регулярно наблюдаются у врачей, я исполняю все рекомендации, - говорит многодетная мама. И просит дать ей возможность быть рядом с ними.
Молодую мать поддерживают правозащитники. Юрист Евгения Кулинич считает, что оснований для лишения родительских прав недостаточно.
"Это крайняя мера. С семьей, попавшей в сложную жизненную ситуацию, необходимо работать. Однако никаких мер поддержки им оказано не было. Да и на глазок алкогольная зависимость не устанавливается. Надежда не стоит на учете в наркологическом диспансере", - говорит Евгения Кулинич.
Установить, страдает ли многодетная мама алкогольной зависимостью, могут только эксперты. Представители Надежды будут просить суд такую экспертизу назначить.
Сколько продлится суд, пока неизвестно. Но чиновники настроены решительно: подписавший постановление об отобрании детей глава Тарского района Евгений Лысаков вчера едва сдержался, чтобы не вытолкать корреспондента "РГ" из кабинета. Кстати, ЗАГСом, где отцу детей так неохотно дали возможность установить отцовство, заведует его супруга.
Анна Кузнецова, вице-спикер Госдумы:
Изучаю ситуацию, и сразу столько вопросов возникает, ведь защита семьи, традиционных семейных ценностей сегодня выходят на новый уровень. Президентом России подписан Указ об основах госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей. В плане мероприятий "Десятилетия детства" поставлена задача по реформированию органов опеки и попечительства. В регионах открываются многофункциональные семейные центры, которые оказывают помощь семьям в режиме "одного окна". Расширяются меры поддержки. И на фоне всего происходят эти события в Омской области, где у молодой мамы отобрали троих сыновей. Органы опеки и попечительства этого региона уже не в первый раз попадают в поле нашего внимания. Прошлый раз защищать семью пришлось с участием губернатора. А сейчас мы обращаемся в прокуратуру, чтобы была проведена проверка работы органов системы профилактики. Правомочность действий по изъятию детей. Основная задача системы профилактики, опеки - это помощь и сохранение семьи, а не надзор, контроль и проверки.
Елизавета Степкина, детский омбудсмен Омской области:
- Я нахожусь на постоянной связи с федеральным детским уполномоченным Марией Львовой-Беловой. Как только в соцсетях появилась информация о том, что у мамы опека отобрала детей, я поехала в район разобраться. Выяснилось, что в 2021 и 2022 годах органы системы профилактики района активно помогали маме. К весне этого года ситуация в семье улучшилась: на маткапитал куплен жилой дом, все детские пособия были оформлены, в семье были нормальные условия для проживания детей. В марте мама родила третьего сынишку. Семью сняли с учета, но социальный патронаж оставили. 2 ноября на основании статьи 77 Семейного кодекса РФ было принято постановление об отобрании детей. Я направила запрос в областную прокуратуру для проведения проверки законности разделения братьев. На сегодня брак между родителями зарегистрирован, отец вписан в свидетельство о рождении детей. Эту молодую семью нужно поддерживать. Папе надо помочь найти работу на постоянной основе, а маме - помочь с медицинскими консультациями по поводу здоровья детей.
Подготовила Татьяна Владыкина