В Омской области начался суд по делу о лишении родительских прав женщины, у которой тайком пытались отобрать троих детей

В Тарском районном суде начался судебный процесс о лишении родительских прав Надежды Привалихиной - многодетной матери, у которой неожиданно отобрали троих маленьких сыновей. Детей удалось разыскать и вернуть домой ценой невероятных усилий.

Как писала "РГ", ситуация вызывает у правозащитников множество вопросов. За считаные дни восьмимесячный сын Надежды оказался в семье потенциальных усыновителей за тысячи километров от родного дома - в Екатеринбурге. Эта же семья заявила о желании забрать и двух старших сыновей Привалихиной. Между тем у мальчишек есть родной отец, который не лишен родительских прав.

За право воспитывать детей борется и сама Надежда, которую опека пытается обвинить в пьянстве. 24-летняя Надя говорит, что это выдумка чиновников, которые никак не поддержали многодетную семью, но делают все, чтобы ее уничтожить.

Чью позицию поддержит суд? "РГ" будет следить за развитием событий.

Анна Кузнецова, вице-спикер Госдумы:

- Изучаю ситуацию и сразу столько вопросов возникает, ведь защита семьи, традиционных семейных ценностей сегодня выходят на новый уровень. В "Стратегии национальной безопасности" особое внимание уделено вопросам семьи. Президентом России подписан Указ об основах госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей. В плане мероприятий "Десятилетия детства" поставлена задача по реформированию органов опеки и попечительства. В регионах открываются многофункциональные семейные центры, которые оказывают помощь семьям в режиме "одного окна". Расширяются меры поддержки. И на фоне всего происходят эти события в Омской области, где у молодой мамы отобрали троих сыновей.

Органы опеки и попечительства этого региона уже не в первый раз попадают в поле нашего внимания. Прошлый раз защищать семью пришлось с участием губернатора. А сейчас мы обращаемся в прокуратуру, чтобы была проведена проверка работы органов системы профилактики. Правомочность действий по изъятию детей.

Основная задача системы профилактики, опеки - это помощь и сохранение семьи, а не надзор, контроль и проверки. Сегодня - особое время, время когда ответственность за каждый шаг возрастает в разы.

Надежда Привалихина надеется отстоять в суде право воспитывать своих сыновей. Фото: Наталья Граф/РГ

Елизавета Степкина, детский омбудсмен Омской области:

- По этой ситуации я нахожусь на постоянной связи с федеральным детским уполномоченным Марией Львовой-Беловой. Как только в соцсетях появилась информация о том, что у мамы опека отобрала детей, я поехала в район разобраться. Выяснилось, что в 2021 и 22-ом годах органы системы профилактики района активно помогали маме. К весне этого года ситуация в семье улучшилась: на маткапитал куплен жилой дом, все детские пособия были оформлены, в семье были нормальные условия для проживания детей. В марте мама родила третьего сынишку. Семью сняли с учета, но социальный патронаж оставили. 2 ноября на основании статьи 77 Семейного кодекса РФ было принято постановление об отобрании детей. В среду суд рассмотрит правомерность и законность этого постановления. Я направила запрос в областную прокуратуру для проведения проверки законности разделения братьев.

На сегодня брак между родителями зарегистрирован, отец вписан в свидетельство о рождении детей. Сейчас родители вместе с детьми находятся дома. Когда я пришла к семье, в доме было тепло. Отец был занят домашними делами, старшие дети играли, мама нянчилась с малышом. Отец детей рассказал, что подрабатывает на лесопилке, у него в соцнайме есть квартира в Таре, но он хочет жить в своем доме.

Эту молодую семью нужно поддерживать. Папе надо помочь найти работу на постоянной основе, а маме - помочь с медицинскими консультациями по поводу здоровья детей.