В начале декабря Евросоюз примет новое соглашение по вопросам миграции

Казалось бы, тема миграции из-за пандемии на несколько лет ушла из повестки Евросоюза. Но к концу октября число незаконно пересекших границу мигрантов превысило показатели 2019 года, став самым большим с 2016 года. Чтобы решить этот вопрос, министры внутренних дел стран-членов ЕС провели чрезвычайное заседание.
FETHI BELAID / AFP

"Мы не можем больше довольствоваться временными ситуативными решениями", - заявил вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас. По его мнению, прошлый миграционный кризис был подхвачен "популистскими и еврофобными силами", что не дало выработать долгосрочного всеобъемлющего плана действий по вопросам миграции.

В начале ноября Италия не позволила спасательному судну Ocean Viking причалить у своего побережья, в связи с чем корабль был вынужден отправиться далее, во Францию. Франция была возмущена действиями нового итальянского правительства. В Париже утверждали, что у спасательного корабля было право остановиться в ближайшем порту.

Еще в июне более 20 государств-членов ЕС и ассоциированных стран Шенгенского соглашения подписали политическую "декларацию солидарности" в интересах пяти средиземноморских стран - Испании, Италии, Греции, Кипра и Мальты. Документ предусматривал более равномерное распределение лиц, ищущих убежище, внутри единой Европы. Но никаких практических шагов после подписания декларации не последовало.

Так из 3500 беженцев, которых Германия была готова приютить в соответствии с декларацией, в страну прибыло только 74. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung объясняет это тем, что процесс отбора мигрантов и проверки их на предмет того, действительно ли они нуждаются в убежище, занимает много времени и ресурсов. Также журналисты указывают, что хотя Италия и принимает большое количество мигрантов, но убежище предоставляет немногим и находится по данному показателю на уровне Австрии.

В начале прошлой недели Еврокомиссия предложила план действий по урегулированию миграционной проблемы. Среди прочих инициатив план содержал предложение инвестировать в страны, связанные с транзитом мигрантов, такие как Тунис, Ливия и Египет, а также реализовать в Северной Африке новую программу против незаконной перевозки людей. Работа частных морских спасательных судов, которые продолжают возить в европейские порты сотни мигрантов, в соответствии с планом Еврокомиссии, должна регулироваться специальными рамками и принципами Международной морской организации.

Еще перед встречей министров внутренних дел ЕС дипломаты успели раскритиковать план Еврокомиссии, указав на то, что он представляет собой не более чем набор старых мер и предложений. Министр внутренних дел Чехии Вит Ракушан, чья страна сейчас председательствует в ЕС, указал на то, что новые миграционные договоренности должны касаться не только средиземноморских стран. По данным Европейского агентства пограничной и береговой охраны Frontex, к концу октября на внешних границах ЕС было выявлено около 281 000 незаконных пересечений или попыток пересечения границы. Поэтому Ракушан предложил активизировать сотрудничество с третьими странами в области охраны границ, борьбы с контрабандистами и возвращения мигрантов, которые не имеют права на убежище.

Стоит принять во внимание тот факт, что Шенгенская зона до конца года может расшириться - Болгария, Румыния и Хорватия выразили готовность присоединиться к безвизовому режиму. За данную инициативу должны проголосовать все страны-члены Шенгенского соглашения. На данный момент Нидерланды выступают против. Министр внутренних дел Австрии Герхард Карнер также недоволен расширением шенгенской зоны, обусловив свою позицию возросшим числом нелегальных мигрантов. Ожидается, что Совет ЕС примет окончательное решение 8 декабря.

В этот же день министры внутренних дел ЕС вновь соберутся, чтобы все-таки принять новое соглашение по вопросам миграции. Ведь по мере ухудшения политических, экономических и климатических условий в Африке и на Ближнем Востоке, число людей, желающих перебраться в Европу через Средиземное море, будет расти.