01.12.2022 13:40
    Поделиться

    Юристы оценили шансы "Газпрома" выиграть суд у немецкого концерна Uniper

    У "Газпрома" хорошие шансы выиграть суд у немецкого энергетического концерна Uniper, считают опрошенные "РГ" юристы. Но в дело может вмешаться политика.

    Поставки российского газа Uniper стали сокращаться в июле этого года и были полностью остановлены в августе из-за технических проблем на компрессорной станции "Портовая". Российская компания еще 14 июля отправила письмо в Uniper, в котором объявила о форс-мажоре и невозможности поставлять газ через "Северный поток-1" (основной маршрут поставки газа в Германию) в нужном объеме.

    Санкции ЕС против России, которые помешали поставке оборудования, необходимого для работы газопровода, можно считать форс-мажором, считает член Ассоциации юристов, эксперт по информационной безопасности, Евгения Мешкова. Тем более, что российская компания уведомила Uniper о форс-мажоре. "Газпром" сократил поставки из-за неисправности газоперекачивающего оборудования Siemens (турбины), которое невозможно было отремонтировать, а Siemens дважды не возвращал "Газпрому" еще одну турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций. Поэтому компенсации убытков с "Газпрома" можно требовать лишь формально, исходя из действующих процессуальных норм. Но фактические обстоятельства дела свидетельствуют об обратном, считает Мешкова.

    По мнению юриста-международника, вице-президента "Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека" Ивана Мельникова, вопрос о признании форс-мажора из-за санкций во многом зависит от того, что прописано в контрактах "Газпрома" и Uniper. Как правило, санкции в стандартных договорах не фигурируют. Но если "Газпрому" удастся доказать, что именно санкции стали причинами снижения поставок и российская компания ничего не могла сделать для поддержания их объемов, то хороший шанс выиграть процесс у "Газпрома" есть.

    Стоит напомнить, что в ночь на 26 сентября этого года три из четырех ниток газопроводов в Германию "Северный поток" и "Северный поток-2" были взорваны. Это сделало возобновление экспорта российского газа компании Uniper невозможным. Между началом снижения поставок и этим событием прошло всего чуть более двух месяцев. То есть исправить положение и постараться выполнить контрактные обязательства у "Газпрома" шансов не было.

    Как отмечает Мельников, подрыв "Северных потоков" - это уже стандартный форс-мажор, признаваемый таковым международным правом и законами Германии. И здесь позиции "Газпрома" очень прочные.

    Как уточняет Мешкова, при наличии официального уведомления о форс-мажоре его обстоятельства являются доказуемыми независимо от окончания расследования произошедших взрывов на "Северных потоках". Шансы "Газпрома" выиграть суд велики при доказывании обстоятельств непреодолимой силы, основываясь на датах сокращения, прекращения поставок газа, официального уведомления и отсутствия у "Газпрома" подписанных актов приема-передачи турбины после ремонта в Канаде. Также организация в Канаде, выполняющая ремонт по договору и не исполнившая его, может стать соответчиком в рассматриваемом деле, поясняет эксперт.

    При этом Мельников считает, что в нынешних политических реалиях велика вероятность предвзятого отношения к российской компании со стороны суда в Европы. Такое отношение распространятся сейчас не только на российские власти, но и на коммерческие компании, тем более на компании с государственным участием, отмечает эксперт.

    Компания Uniper 29 ноября подала в суд на "Газпром экспорт", чтобы компенсировать понесенные убытки за недопоставки российского газа в этом году. В немецкой компании оценили вынужденные затраты на замену российского газа не менее чем в 11,6 млрд евро.

    В "Газпром экспорт" не признали нарушение контрактов и правомерность требований Uniper о возмещении убытков. В российской компании изучают исковое заявление и собираются защищать свои интересы в рамках правового поля.

    Поделиться