Соглашение жестко обязывающим документом не является - сегодня согласились, завтра разошлись
От вопроса "А был ли мальчик?" избавиться не получается - то ли пойдет катарский СПГ в Германию через четыре года, то ли нет
День ТВ/ youtube.com
На днях страницы новостных агентств облетела новость о том, что государственная кампания Катара QatarEnergy и американская компания ConocoPhillips подписали соглашение, согласно которому с 2026 года начнутся поставки СПГ в Германию. Срок соглашения - 15 лет, объем поставок - 2 млн тонн в год, сумма соглашения не разглашается.

2 млн тонн СПГ - это около 2,7 млрд кубометров природного газа в его обычном агрегатном состоянии. Именно "около" - невозможно с абсолютной точностью определить, какими будут потери при транспортировке и регазификации, но это уже больше проблемы Германии - ведь Катар будет поставлять именно СПГ, а как будет выглядеть работа регазификационного оборудования, его совершенно не интересует.

По этой новости, что называется, оттоптались все. Объем потребления природного газа в Германии по итогам минувшего 2021 года составил 100 млрд кубометров, то есть через этим соглашением страна обеспечила себя на целых 2,7% от необходимого, да и те будут поступать только через четыре года. Впрочем, вполне возможно, что в 2026 году количество процентов окажется куда как больше. Экспортно ориентированные энергоемкие предприятия и предприятия, использующие природный газ в качестве сырья для химической переработки, уже сейчас начали перемещать свои предприятия прочь из Германии. При нынешнем уровне стоимости газа и электроэнергии такие компании теряют свою конкурентоспособность на международных рынках, так что ничего личного, только бизнес. Если отток предприятий реального сектора экономики продолжится - а сейчас не видно никаких причин для того, чтобы процесс деиндустриализации в Германии может остановиться - то спрос на газ в этой стране снизится значительно, и эти 2,7 млрд кубометров могут оказаться действительно значительным объемом. И да, конечно, многие комментаторы иронизировали по поводу темпов замещения российского газа, о котором так много и красиво говорят немецкие политики во главе с блистательным Олафом Шольцем. Статистика того же 2021 года: объем импорта российского газа в Германию составил порядка 50 млрд кубометров, то есть это соглашение - про замещение 5,5% этого объема, да еще и через четыре года.

А теперь давайте о том, что по каким-то непонятным причинам осталось вне поля зрения многочисленных комментаторов. Со стороны Катара подписи под соглашением поставили сразу две компании - катарская и американская, поскольку QatarEnergy и ConocoPhillips входят в состав консорциума, ведущего разработку катарских месторождений North Field East и North Field South и управляет производством СПГ. Тут все логично, но кто именно подписал соглашение со стороны покупателя? Государство Федеративная Республика Германия не является субъектом хозяйственной деятельности, если не считать того, что за государственный счет в настоящее время на побережье этой страны устанавливаются регазификационные установки. Импорт газа в Германию осуществляют компании, а не государство, но названия компании, подписавшей соглашение с Катаром, ни одно информационное агентство не упоминает. Даже вездесущий Bloomberg публикует ровно то же: QatarEnergy и ConocoPhillips подписали соглашение с Германией. Маленькая деталь, но она объясняет, почему речь идет о документе под названием "соглашение", а не "контракт". А соглашение жестко обязывающим документом не является - сегодня согласились, завтра соглашаться перестали и разошлись в разные стороны. Так что извините, но от вопроса "А был ли мальчик?" избавиться не получается - то ли пойдет катарский СПГ в Германию через четыре года, то ли не пойдет.

Почему все так, а не иначе? Да потому что с 2013 года в ЕС реализуется на практике принятая в ЕС в 2011 году "Целевая модель европейского газового рынка". Та самая, которая требует отказа от долгосрочных контрактов и от привязки стоимости газа к стоимости нефтяной корзины. Обязывающий контракт на 15 лет станет нарушением положений этого славного документа, который, собственно, и стал причиной вакханалии котировок газа на всех европейских хабах. Решиться на такой бунт против европейских правил могут не все. Венгерская компания MVM, подписавшая в прошлом октябре новый 15-летний контракт с "Газпромом", - решилась, но у нее за спиной стояло правительство Виктора Орбана. Правительство Венгрии в ЕС просто уникально, поскольку заботится об экономике Венгрии, а не о слепом выполнении всех требований Брюсселя. В Германии наверняка есть компании, которые хотели бы вести себя так же, как MVM, но когда они оглядываются за спину, то видят там не Виктора Орбана, а некоего Олафа Шольца, "обиженную ливерную колбасу" по определению посла Украины в этой стране. Оглядываются - и начинают думать о многом. А мы с вами любуемся информацией не о контракте катарской и американской компаний с конкретной немецкой компанией, а о некоем "Соглашении с Германией". Так что в том 2026 году в Германии - то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег. Все, что нам остается, так это еще раз поздравить электорат Германии с избранием такого нескучного правительства и наблюдать, как будут разворачиваться события.

Борис Марцинкевич
эксперт в сфере энергетики
Поделиться