03.12.2022 17:19
    Рубрика:

    На открытии фестиваля "Зимний" Эрнст представил фильм про Балабанова

    В кинотеатре "Художественный" 2 декабря состоялось открытие Первого российского кинофестиваля авторского кино "Зимний". Как ранее писала "РГ", киносмотр пройдет в Москве 2-8 декабря.
    Сергей Карпухин/ТАСС
    Сергей Карпухин/ТАСС

    Поскольку фестиваль проводится впервые - денег и идей на него явно не пожалели. Перед фасадом "Художественного" светились праздничные елки. На их фоне разгуливали "космонавты", на скафандрах которых впереди и сзади были светящиеся экраны. Желающие фотографировались с ними и особо восхищались, когда на экранах появлялась надпись "Министерство культуры РФ". Всё потому, что учредителями Открытого российского кинофестиваля авторского кино "Зимний" являются Министерство культуры , "Кинокомпания Альянс" и Российский Фонд Культуры. Все логотипы были на скафандрах.

    В фойе кинотеатра было не протолкнуться. Такое впечатление, что вся культурная общественность именно в этот вечер назначила встречи в "Художественном". Гостей встречали программный директор фестиваля Наталья Мокрицкая и продюсер фестиваля Максим Королев. И вот лишь неполный список тех, кто пришел: Дмитрий Давиденко, Любовь Аркус, Надежда Васильева, Константин Эрнст, Ксения Собчак, Елена Лядова, Алексей Герман мл., Виктор Сухоруков, Ситора Алиева, Никита Тарасов, Иван И. Твердовский, Ольга Сутулова, Олеся Судзиловская, Иван Макаревич, Лянка Грыу, Мария Лемешева, Дмитрий Данилов, Полина Максимова, Маруся Климова, Алена Званцова, Андрей Золотарев, Ирина Розанова, Марина Зудина и другие.

    В самом зале "Художественного" было не менее технологично, чем на улице. Обозреватель "РГ" пыталась посчитать количество экранов, но сбилась со счету, поскольку ее захватило происходящее.

    Церемония открытия началась с кадров с цитатами знаменитых режиссеров, апологетов авторского кино - Сергея Эйзенштейна, Александра Довженко, Сергея Бондарчука, Георгия Данелии, Василия Шукшина, Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Сергея Соловьева, Алексея Германа и других. Причем, когда на центральном экране появлялось фото режиссера и яркая цитата из его высказываний, на экранах-спутниках одновременно демонстрировались кадры сразу из нескольких его фильмов. Аккомпанировал видеоряду камерный ансамбль "Силентиум". И под эту музыку ведущий церемонии - актер театра и кино Гела Месхи - читал проникновенный монолог о месте творца в современном мире. Слушатели пытались догадаться, какому режиссеру принадлежат эти слова, но, похоже, текст написали организаторы.

    Министр культуры РФ Ольга Любимова обратилась к присутствующим с экрана. "Авторский сегмент всегда занимал особое место в отечественном кинематографе, и сегодня один из приоритетов развития индустрии - поддержка не только признанных мастеров, но и молодых авторов и дебютантов", - отметила она. По словам Любимовой, "Зимний" открывает новую страницу кинофестивальной жизни России и станет площадкой для знакомства профессионалов и ценителей кино с авторскими новинками, а также еще одной возможностью для продвижения новых идей.

    В конкурсной программе "Зимнего", напомним, 10 фильмов - "10 авторских высказываний". Это картины "Рядом" Тамары Дондурей, "Доктор" Артема Темникова, "Большие змеи Улли-Кале" Алексея Федорченко, "Наводнение" Ивана И. Твердовского, "Волны" Михаила Брашинского, "Меньшее зло" Виктора Шамирова, новая работа Григория Константинопольского "Клипмейкеры", хоррор "Медея" Игоря Волошина, детективная драма Степана Бурнашева "Айта" и картина Любови Борисовой "Не хороните меня без Ивана".

    В жюри - режиссер и сценарист Алексей Герман младший (председатель), актриса Елена Лядова, писатель, поэт и драматург Дмитрий Данилов, актер Никита Тарасов и оператор и сценарист Владимир Климов - свежеиспеченный лауреат наивысшей операторской награды на премии "Белый квадрат".

    Открылся Первый фестиваль авторского кино "Зимний" московской премьерой документальной ленты Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием".

    Картину представили режиссер Любовь Аркус, продюсер Константин Эрнст и вдова Алексея Балабанова, легендарный художник по костюмам Надежда Васильева.

    По словам Константина Эрнста, эта лента - прощание, боль, объяснение в любви человеку, которого мы очень любим: "Леша был гений, он оказал влияние на всех нас очень сильное". Любовь Аркус отметила, что это фильм, жанр которого "сокровенный, фильм-прощание, но не только, это фильм про то, что такое художник".

    Первое впечатление от картины, которая длится 1 час 55 минут - это личный сгусток любви и боли. И зритель почему-то прикасается к этому личному, которое подается преимущественно крупным планом. Словно подглядывает за чувствами, которые испытывает и сам... Поражает, как тяжело и непросто жил Балабанов, какую ношу нес. И у его близких тоже жизнь была - не сахар. Какое там - привилегии, известный режиссер... Но из всего этого и прорастали те фильмы, и те кадры, от которых нельзя глаз оторвать, даже если они просто в подборке на экране. И хочется, чтобы каждый кадр продолжался. Удивительно сейчас смотреть, какими были ранее Сухоруков, Бичевин, Маковецкий, другие артисты, которых снимал Балабанов. По этой картине можно вспомнить свою жизнь и жизнь страны. Еще в фильме совершенно невероятный Сергей Сельянов. В Балабанове и его картинах - самая важная часть жизни этого продюсера. Крупный план усиливает каждую мысль и эмоцию. Таким Сельянова редко когда увидишь, но такой он - настоящий. Фильм Любови Аркус выйдет в прокат уже 8 декабря. Смотреть его непросто - это тот "жанр" кино, который подразумевает работу души и сосредоточение мысли. Но зато лента обогащает каждого, кто к ней прикоснется. Как, собственно, и сам Алексей Балабанов.