Но на этот раз Петр Налич сыграл больше новых рок-н-ролльных, энергичных и если не веселых, то уж точно позитивных хитов. В зале был привычный аншлаг.
О концерте, будущих премьерах и о том, почему он не уезжает из России, Петр Налич рассказал обозревателю "РГ".
Вы думали перед концертом о том, каких песен нам особенно не хватает сегодня?
Петр Налич: В общем - да. Мне кажется, в наше сумрачное время очень важно продолжать находить радость в жизни. Например, через музыку. Ну и легендарный клуб "16 тонн", где я выступал, предполагает, по моему впечатлению, скорее зажигательную программу нежели лирическую.
Вы редкий артист, ежегодно выпускающий по диску. Вступили в пору творческого расцвета или работа в Российском молодежном академическом театре приучила к самодисциплине, ведь без этого в репертуарном театре просто не выжить?
Петр Налич: Не могу судить о расцвете или закате. Скажу проще: если появляется материал для альбома, который меня вдохновляет, то я стараюсь взяться за него поскорее. Спектакль "Северная Одиссея", в котором я играл, уже закончился. Но опыт работы и некоторые приобретенные в РАМТ экстранавыки самодисциплины продолжают пригождаться. Поэтому работаю уже над следующим альбомом. Это будет музыка к спектаклю по поэме Юлия Кима "Патруль"…
Вначале вы играли с "Музыкальным коллективом Петра Налича", позднее группу распустили и с тех пор набирали музыкантов под каждую конкретную премьеру. Первую тактику предпочитал Пол Маккартни, которому и после The Beatles, по его же словам, "всегда нравилось играть в группе". Ведь в таком случае вы встречаетесь почти каждый день и знаете друг друга как облупленных. Джон Леннон, наоборот, набирал музыкантов под каждый очередной проект. Минусы тут - люди не всегда выкладываются на полную, они же - "временщики". А вам какой принцип взаимоотношений с коллегами больше нравится?
Петр Налич: И тот, и другой подход имеют как плюсы, так и минусы. Сейчас у меня, к счастью, сформировался коллектив, играющий, скажем так, базовую концертную программу. Он больше, чем был МКПН: добавились баритон-саксофон, труба и два бэк-вокалиста. А когда мы играем лирику или романсы, то тогда да, как раз собираем другие составы. И если оркестровую музыку, то тем более. А потом возвращаемся к "базе"…
Вы поете на русском, английском, итальянском, латыни, сербохорватском. Помогает ли музыка изучать иностранные языки и есть ли у вас какая методика для этого?
Петр Налич: Сербохорватский я, как ни странно, не знаю, хотя мой дедушка по отцовской линии Захид Налич был из города Тузла, из Боснии. Незнание латыни не мешает мне петь на латыни. А из славянских языков я пою еще и на украинском. Ведь мой дедушка по материнской линии Марк Волченко был из Украины. Но украинский язык я тоже не знаю, к сожалению. А музыка, да, безусловно помогает изучать языки. Ведь у каждого своя индивидуальная музыкальность, если ты ее почувствуешь, то будет гораздо легче понимать и быть понятым.
У вас уже четверо детей. Не думали создать семейный ансамбль - вроде Jacksons 5 или Osmonds, ведь дочь уже выходила с вами на сцену?!
Петр Налич: Насчет семейного ансамбля - вряд ли. Мне почему-то это не близко. Но у меня есть несколько детских песен. По крайней мере, я их таковыми считаю. И я знаю точно, что у меня есть некоторая аудитория, скажем так, детсадовского возраста. Конечно, горжусь этим (улыбается). Когда соберется песен десять подобного формата, обязательно выпущу их сборником!
А укачивая детей, когда они были совсем маленькими, я сочинял им на ходу и какие-то шутки. Работало вроде…
Вы помогаете благотворительному фонду "Вера" и другим, называетесь там "звездным попечителем". В чем заключается ваша роль: перечисляете больным людям деньги с концертов, разговариваете с детьми, учите их петь и рисовать?
Петр Налич: Несколько раз в жизни мне писали, что мои песни помогают больным людям. И это необыкновенно греет душу. А в фондах я в основном пою для больных детей и взрослых, привлекаю внимание спонсоров. Мои денежные вспомоществования есть, но на общем фоне весьма незначительны.
В этом году 15 лет, как вы на сцене. Многие артисты любят юбилеи, чтобы привлечь к себе новое внимание. А вы?
Петр Налич: Да, жизнь артиста - это определенный Путь с большой буквы, я им тоже иду. Но мне не нравится, что во время него вспышки звездной болезни перемежаются ужасными периодами ощущения своей никчемности. Хотя понимаю, что это естественное следствие такого "пути". Как быть? Просто стараться хорошо выполнять ту разнарядку, которая мне дана. А юбилеи я не люблю и ничего отмечать не буду. Мне кажется, что от подобных юбилеев всегда немного пахнет нафталином. Хотя, может, это только применительно к самому себе.
Вы представляли Россию на "Евровидении", у вас очень "конвертируемая" для Европы программа неаполитанских песен, программа оперных хитов, вы дипломированный тенор с двумя высшими музыкальными образованиями, а ведь есть и архитектурное. К тому же у вас есть и боснийские корни… Почему при этом, имея возможность быть востребованным артистом в Европе, вы никуда не уехали?
Петр Налич: Ну, что-то не хочется уезжать. Хочется менять нашу жизнь в лучшую сторону, оставаясь здесь. Главное, что я могу на этом поприще - это сочинять и петь. А потом, я думаю, что многие, кто слушает меня тут, ходят на концерты, расстроятся, если я уеду. По крайней мере я, по-детски расстраиваюсь, если кто-то симпатичный мне уезжает. Хотя у всех очень разные ситуации. И с одним лекалом тут ни в коем случае нельзя подходить. Может, нам всем надо постараться научиться лучше понимать друг друга. И не обобщать. Как говорил Игорь Губерман, "не обобщай, да не обобщен будешь".
И я бы, кроме всего прочего, хотел, чтобы мои дети росли в русском языке и в русской культуре. И поэтому тоже никуда уезжать не хочу.
- Александр "Чача" Иванов, солист "Наива" - вернулся из США, живет в Санкт-Петербурге. 27 ноября группа сыграла большой концерт в Москве.
- Евгений Федоров - вернулся из Европы в родной Санкт-Петербург, возраждает группу "Текиладжаззз".
- Два участника Little Big тоже предпочли Россию - вокалист/гитарист Антон Лиссов и диджей, электронщик, клавишник, бас-гитарист, бэк-вокалист Сергей Макаров сейчас в Санкт-Петербурге. Именно они отвечали в группе за музыку и инструменты. В итоге у Little Big уже год как нет новых песен. А Лиссов и Макаров проводят успешный тур в составе группы Jane Air.