Введение эмбарго ЕС на импорт морем нашей нефти и потолок цен на нее подразумевают запрет на европейскую страховку таких перевозок (грузов и судов).
Турецкая сторона требуют полную страховку проходящих через проливы судов в формате британского клуба взаимного страхования P&I Clubs (защита и компенсация убытков).
За неимением точной информации, можно только условно предположить, что "пробка" из 20 (по информации СМИ) танкеров может вмещать до 6-10 млн баррелей сырой нефти, считает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин.
С введением эмбарго на российскую нефть технические сложности могут возникать какое-то время, что будет влиять на логистику с точки зрения увеличения сроков поставки, а это краткосрочно может снизить объемы экспортируемой из РФ нефти. Но обратный эффект будет в росте цены на нефть на глобальном рынке. Ситуация должна нормализоваться по мере адаптации к новым правилам и условиям работы, отмечает эксперт.
Объем 10 млн баррелей нефти соответствует около 10% ее суточного потребления в мире. Но суда, сейчас попавшие в пробку, едва ли окажут влияние на баланс спроса и предложения нефти. Покупатели недополучат товар лишь в момент, когда танкер вовремя не окажется в порту назначения. А учитывая, что большая часть нашей нефти сейчас уходит на восток, речь идет о сроке не меньше недели. Хотя новостной фон, затор в проливах создает.
Если же ситуация с проходом танкеров через черноморские проливы не нормализуется в ближайшее время, то это может вызвать и снижение предложения нефти на мировом рынке и рост котировок барреля.
Как сообщил "РГ" источник в отрасли, скопление танкеров - результат "вхождения" рынка в новую реальность с потолком цен и эмбарго ЕС. Компании, прямо либо косвенно участвующие в импорте российской нефти, опасаются санкционных рисков. Поэтому в ближайшие недели российские поставщики будут сталкиваться с ростом издержек, даже, несмотря на оговорку ЕС о том, что под потолок цен не будет подпадать нефть, загруженная в танкер до 5 декабря 2022 года и отгруженная до 19 января 2023 года.
Стабилизация должна наступить в последней декаде января, когда у перевозчиков и страховщиков будет полная уверенность, что транспортируемая нефть была загружена на тот или иной танкер уже после введения потолка цен. При этом порог в 60 долларов за баррель за российскую нефть, скорее всего, будет соблюдаться и при поставках в дружественные страны, участникам рынка так будет проще минимизировать санкционные риски, считает источник.