Почему дилеры ожидают восстановления авторынка в следующем году
Российский авторынок, который в октябре прервал помесячный рост, по итогам ноября вернулся к восстановлению. Как сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК", в прошлом месяце россияне приобрели 51,5 тыс. легковых машин - это почти вдвое ниже показателя годичной давности, однако на 19% больше, чем в октябре этого года. Более того, ноябрьский результат продаж стал лучшим с апреля 2022 года, когда, собственно, и начался обвал рынка.
Как прогнозирует директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский, в 2023 году российский авторынок начнет восстановление и будет в районе 900 тыс. штук, в которых значительную часть займет Lada: 350-390 тыс. машин.
В свою очередь, генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что рынок пополняется новыми предложениями, например, автомобилями "Москвич", а в 2023 году ожидается расширение ассортимента за счет появления новых китайских марок и новых автопроизводителей, вероятнее всего, из Ирана и Индии.
А вот автомобили европейских производителей, по оценкам генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, будут дорожать быстрее, чем обычно. Если прежде с 1 января бренды повышали цены автомобилей на 3-4% в силу инфляции, то в 2023 году уже ряд брендов заявил о повышении стоимости на 7%.
Тем не менее позитивные тенденции на рынке проявились уже в ноябре этого года. Отчасти оживлению спроса способствуют новинки, которые ранее в нашей стране официально не были представлены, а теперь ввозятся по схеме параллельного импорта: от бюджетного хэтчбека Suzuki Baleno до электрокроссовера Ford Mustang Mach-E. И хотя такие модели пока продаются в единичных экземплярах, они привлекают покупателей в автосалоны.
По словам генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексея Старикова, на позитивную динамику продаж в ноябре повлияли, в частности, выгодные предложения на покупку автомобилей китайских брендов, появление новых моделей, привезенных по каналам параллельного импорта, а также предстоящая индексация на рынке, которая традиционно происходит в начале наступающего года.
В свою очередь, Шапринский отмечает, что существенным стимулом продаж стала госпрограмма льготного автокредитования, которая завершится во второй половине декабря и возобновится уже после новогодних праздников. "Параллельный импорт занимает пока незначительную долю, но он набирает обороты. Сейчас это около 5% от общего объема продаж, но в ближайшие месяцы этот показатель может достигнуть 10%", - считает эксперт.
По словам Алексея Старикова, на протяжении всего 2022 года рынок находился под влиянием дефицита, нехватка зафиксирована по большинству автомобильных брендов, исключением стал сегмент автомобилей китайских брендов.
"Трафик в дилерских центрах по продажам новых автомобилей умеренный. Сейчас потребители поделились на две категории: те, кто старается в короткие сроки приобрести автомобиль, и те, кто решил отложить покупку в ожидании нормализации поставок на рынке и снижения цен. Но в ближайшее время цены на новые автомобили будут сохраняться на прежнем уровне, также в этом году не будет новогодних скидок", - рассказал Стариков.