В России растут продажи машин с пробегом через аукционы
За 11 месяцев 2022 года на аукционной платформе Carlink наибольший рост продаж фиксировался по легковым автомобилям - на 3,3 тыс. штук, по коммерческому транспорту - на 900 машин, по грузовым автомобилям и спецтехнике - на 200 единиц. В свою очередь, в компании Fresh Auto с помощью аукциона совершают в среднем более 400 сделок в месяц, а общее количество проданных автомобилей с пробегом в аукционе с января по ноябрь 2022 года выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Сегмент аукционов по продаже автомобилей с пробегом в 2022 году вырос, по разным оценкам, примерно на 40%. Основной причиной развития данного канала реализации стал острый дефицит доступных предложений на рынке - чаще всего сейчас на аукционах продают именно легковые машины. Прирост объема продаж в этом сегменте вырос на 20-25% по сравнению с прошлым годом", - констатирует директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов.
Как считает генеральный директор аукционной платформы Carlink Денис Ремизов, тенденция использования крупными и средними компаниями аукциона как метода реализации выбывающего автотранспорта носит долгосрочный характер и в 2022 году достигла своего пика.
Согласно данным Carlink, основными поставщиками транспортных средств на аукционы являются компании сегмента операционного лизинга - 55% от общего количества проданных автомобилей. На компании, владеющие корпоративными парками, приходится 37%, а оставшиеся 8% - на автопроизводителей, компании сегмента финансового лизинга, банки и официальных дилеров.
В свою очередь, основными покупателями на платформе Carlink являются официальные и неофициальные дилеры, индивидуальные предприниматели (в целом на юридические лица приходится 75%), а оставшиеся 25% занимают физические лица, которые приобретают автомобиль через авторизованных брокеров аукциона.
Как отмечает руководитель направления "Аукцион" сети автосалонов Fresh Auto Антон Мущинский, в этом году значительно вырос интерес к аукционам авто с пробегом со стороны дилеров из-за отсутствия предложений в сегменте новых машин, а также небольшого ассортимента ликвидных автомобилей на вторичном рынке.
Например, в компании Fresh Auto рост числа дилеров, принимающих участие в аукционах, увеличился на 30-40% по сравнению с 2021 годом. По словам эксперта, благодаря этому каналу дилеры могут пополнять запасы складов автомобилями с пробегом, поскольку программа трейд-ин на сегодняшний день во многом потеряла свою актуальность из-за нежелания автовладельцев продавать имеющиеся у них транспортные средства.
"Основными стимулами дилеров при покупке автомобилей на аукционах являются прозрачность совершаемых сделок, юридическая чистота и понятная история технического обслуживания приобретаемых транспортных средств. Причины популярности данного канала продаж среди продавцов - возможность быстро и дорого реализовать сразу большие объемы автомобилей, не вкладывая в процесс собственные ресурсы. Метод аукционной продажи лучшим образом соответствует возрастающим требованиям компаний собственников, среди которых прозрачность процедур, свободная конкуренция участников, честное ценообразование и оперативность процесса. Недаром автомобильные аукционы в развитых странах обеспечивают до 90% корпоративных продаж собственников парков, банков и лизинговых компаний", - говорит Денис Ремизов.
Что касается прогнозов продаж автомобилей с пробегом через аукционы в России, то в настоящее время их развитие во многом сдерживает дефицит предложений на вторичном рынке в целом. В перспективе же этот канал продаж неминуемо будет увеличивать свою долю на вторичном авторынке, учитывая, что в нашей стране он появился относительно недавно. Однако потенциал этого роста участники рынка на сегодняшний день предсказать не берутся.
По словам директора "Авилон. Автомобили с пробегом" Николая Баскакова, аукционы востребованы во всех сегментах автомобильного рынка, но 90% торгов проходит в категории легковых автомобилей.
"Аукцион является эффективным инструментом приобретения автомобилей в хорошем техническом состоянии по выгодной цене. Особенно этот канал продаж будет востребован в сегменте массовых автомобилей - именно их сейчас больше всего не хватает на российском рынке и наблюдается повышенный спрос на них. Премиальные же иномарки все чаще завозят из-за рубежа, да и в связи с уровнем доходов россиян они не пользуются высоким спросом", - резюмирует Антон Мущинский.