13.12.2022 12:52
    Поделиться

    Новый ГОСТ на электросамокаты заработает в феврале. Какие изменения ждут их водителей?

    В России утвердили ГОСТ на электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие электрические средства индивидуальной мобильности, сообщают "Известия" со ссылкой на Росстандарт. Документ вступит в силу с 1 февраля следующего года, сообщается на сайте Росстандарта. Что он даст пользователям этих устройств?

    "Российская газета" не раз писала о проекте этого документа, и вот он утвержден. Текст незначительно изменился по сравнению с первоначальной версией. Основное - это требование к ограничению скорости таких устройств 25 км/ч. То есть на самокате, который соответствует стандарту, точно не разгонишься. Но, по мнению разработчиков, то, что двигается быстрее 25 км/ч, должно относиться не к СИМ, а к мопедам и мотоциклам. А стандарт написан не для них.

    При этом, согласно ГОСТ, СИМ должны автоматически замедляться в так называемых "медленных зонах", то есть парках и скверах. По всей видимости, координаты мест замедления должны быть занесены в прошивку. В этих местах их скорость не должна превышать 8 км/ч.

    Одновременно с переходом в медленный режим на устройстве должна включаться фара. Кстати, оборудование фарой и задним фонарем - тоже одно из обязательных требований для таких устройств.

    Также СИМ должны быть оборудованы замками и электронными устройствами управления, чтобы противостоять угонам. Те из них, которые умеют двигаться задним ходом, должны это делать на скорости, не превышающей 6 км/ч, и при этом извещать об этом окружающих звуковым сигналом.

    Если СИМ работает на системах самобалансирования, то в случае неисправности оно обязано информировать своего владельца сигналами.

    Напомним, что изначально предполагалось, что этот ГОСТ станет неким первым шагом к сертификации этих устройств. Дело в том, что сейчас непонятно, как квалифицировать их водителей на дорогах и тротуарах. Пешеходы это или все-таки водители? С 1 марта следующего года вступят в силу поправки в Правила дорожного движения, которые устанавливают требования для передвижения таких транспортных средств.

    Однако, ничего, что позволило бы как-то классифицировать эти устройства, в ГОСТ не содержится. А значит и до сертификации их дело дойдет нескоро. И по-прежнему сотрудники ГИБДД будут разделять их по уже принятому принципу: меньше 0,25 кВт - СИМ, от 0,25 до 4 кВт - мопед, выше 4 кВт - мотоцикл. А на мопед и мотоцикл нужны права.

    Только устанавливается сейчас мощность этих устройств не самым достоверным способом: поиском соответствия в интернете. Реальные мощностные испытания проводит только профессор кафедры "Автомобили" МАДИ Виталий Гаевский.

    Впрочем, согласно требованиям ГОСТа, электросамокаты в обязательном порядке должны быть оснащены табличками, на которых их данные будут указаны. Это, конечно, облегчит работу сотрудникам ГИБДД.

    Очевидно, что все представители компаний, которые сдают в аренду эти устройства, только поддерживают этот ГОСТ, поскольку никаких новых требований для их техники он не вводит. Однако вряд ли эти требования придутся по вкусу частным владельцам электросамокатов. Ведь они довольно сильно удорожают технику. К тому же совершенно непонятно, кто и каким образом должен прошивать в нее зоны замедления. Как производитель узнает, где самокат будет использоваться? Тогда что, обязать покупателя сразу после приобретения обращаться в сервисный центр по месту жительства?

    Впрочем, несмотря на всю суровость требований этого национального стандарта, он не носит обязательного характера. Это документ для добровольного использования. Так что очевидно, что сильного влияния на состояние безопасности с СИМ он не окажет.

    Поделиться