Выяснилось, закрывают кассы под землей пока в качестве эксперимента. К его проведению транспортников подтолкнуло все большее расширение способов оплаты проезда. Как рассказали "РГ" в пресс-службе столичного метрополитена, проведенный опрос показал, что с начала этого года более 70 процентов пассажиров ни разу не обращались в кассы метро! Они выбирают альтернативные, более удобные способы оплаты проезда. Одни - автоматы по продаже билетов, другие - оплату банковской картой на турникетах, третьи - Face Pay или пополнение "Тройки" в приложениях "Метро Москвы" и "Московского транспорта". В том, что новые способы оплаты проезда удобнее для пассажиров, уверен и заммэра столицы, руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Поэтому, говорит он, город делает все для того, чтобы возможностей пользоваться ими становилось день ото дня все больше. Например, сейчас, по его словам, уже 220 тысяч пассажиров метро и МЦК оплачивают проезд по Face Pay, потому что "это быстро, легко, выгодно и безопасно". Вице-мэр считает, что необходимо такую возможность предоставить также пассажирам "Аэроэкспресса", МЦД и даже наземного транспорта.
"Скоро в метро запустим оплату через Систему быстрых платежей, которая вернет пассажирам возможность проезда с помощью смартфона", - добавили в пресс-службе подземки. Следовательно, еще часть касс может не открыться. Однако массового увольнения кассиров, по данным транспортного комплекса, не происходит. Просто ряд кассиров переучиваются на водителей автобусов и трамваев, кто-то ушел продавать билеты на речной транспорт и междугородние перевозки. Тех же, кто уходить не захотел, переводят на более популярные станции метро, где число обращений в кассы достигает 10 тысяч в день и больше. Такие станции расположены, как правило, рядом с железнодорожными вокзалами и автовокзалами, а также неподалеку от аэропортов, так как основные посетители там - приезжие, которым сложно разобраться в многотарифной системе оплаты проезда, существующей в Москве.
К тому же в утренний и вечерний часы пик почти на всех станциях метро работает хотя бы одна касса. А когда днем ее закрывают, возле автоматов для пополнения транспортных карт дежурит сотрудник, который помогает тем пассажирам, которые еще не освоили новую технику. Вот и мне на станции метро "Новослободская" такой дежурный помог пополнить "Тройку". Выяснилось, что с утра он продавал билеты в кассе, вернется к своему окошечку и вечером. При этом на соседней станции метро "Менделеевская", где пассажиропоток ниже, такого специалиста не оказалось. Выручил охранник, который посоветовал отсканировать QR-код "Вызвать дежурного кассира", расположенный на автомате по продаже билетов. Как оказалось, это еще одно ноу-хау метро, которое сначала опробовали на станциях Большой кольцевой линии, а получив одобрение пассажиров, распространили на все станции подземки. Код ведет на сайт Мосметро, где расположена кнопка вызова дежурного кассира. И правда, буквально через пять минут после нажатия кнопки кассир на "Менделеевской" уже был на рабочем месте.
Как отметили в пресс-службе, ряд невостребованных касс отдают под сервисные окна. Их можно уже увидеть на станциях БКЛ "Савеловская", "Проспект Вернадского" и "Кунцевская".
В эти окна могут обратиться пассажиры при возникновении проблем с транспортной или социальной картой. Здесь же можно купить и сувенирную продукцию, и прочее. Появятся ли такие сервисные окна на других станциях или кассы перепрофилируют под другие услуги, покажет время.
Кстати, по статистике Московского метрополитена, расширение возможностей оплаты проезда сказалось и на сокращении очередей в кассы в часы пик. С 2010 года они уменьшились более чем в 10 раз.