Цифры показывают, продовольствие занимает 32,2% в расходной части бюджетов российских семей, и еще 2,9% - это расходы на питание вне дома, от уличной еды до ресторанов и гостиниц. Гостиницы сюда включены для сопоставимости с международными данными, однако в реальности они погоды не делают, потому что по данным российской статистики это менее половины процента от общих расходов. То есть в сумме расходы на продовольствие, которое люди либо готовят сами, либо поручают готовить другим, плюс гостиницы - это 35,1%, или немногим более трети от общего потребления.
Надо отметить, что Росстат дает несколько отличающиеся цифры. По его данным во втором квартале текущего года (последний период, относительно которого есть оценки) расходы россиян на покупку продовольствия составляли 37,8%, вместе со стритфудом и помянутыми гостиницами. И здесь нужно иметь в виду, весна и начало лета были самыми тяжелыми с точки зрения последствий объявленной нам войны санкций.
Действительно, в середине года россияне заметно сократили расходы, отказываясь от покупок товаров длительного пользования. Это и обеспечило перекос расходов в сторону продовольствия в общем зачете. Так что возможно, более поздние показатели покажут снижение доли расходов на продовольствие в бюджетах домохозяйств.
В мире считается нормальным, если расходы на покупку еды составляют треть или менее того от общих расходов, так что с поправкой на переживаемые нами проблемы Россия держится в рейтинге вполне достойно. Мы опережаем Литву, Сербию, Черногорию, Беларусь. Последнее место в рейтинге занимает Казахстан с долей продовольствия в расходах в 53%. А лидер - это Люксембург, жители которого расходуют на питание дома 8,4%, правда столько же - 8,5%, они тратят на кафе и рестораны.
Что следует из всех этих расчетов? Что структура потребления, та самая потребительская корзина среднего обывателя к концу года почти не изменилась. И значит, россияне в массе своей не сказать, чтобы совсем не заметили санкционной войны, но почувствовали ее весьма ограниченно. Проблемы от этого, конечно же, никуда не делись, но сам факт выглядит весьма оптимистично.