Как сообщают "Ведомости", это лишь инициатива, которую еще предстоит обсудить со всеми заинтересованными сторонами. Представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС) это подтвердил, отметив, что по плану минфина администрированием объединенной системы будут заниматься страховщики.
Эксперты, опрошенные "Российской газетой", пояснили, что идея совсем не новая. Впервые она прозвучала еще 10 лет назад. Но до сих пор не придумали способ, как объединить финансирование, чтобы оно было понятно и страховщикам, и медучреждениям, и пациентам.
Сейчас полис ОМС покрывает первичную, специализированную, скорую и паллиативную медицинскую помощь. Высокотехнологичные услуги тоже оказываются по полису ОМС. И за лекарства в больницах пациентов уже давно не просят заплатить. Конкретный перечень медуслуг, которые пациенты получают бесплатно в рамках ОМС, формируют территориальные подразделения Федерального фонда обязательного медицинского страхования. ФОМС финансируется за счет страховых взносов работодателей на обязательное медицинское страхование в размере 5,1% от доходов работников.
Полисы ДМС в основном выдаются в рамках корпоративных программ, при этом работодатель освобождается от уплаты налога на прибыль с оформленных сотрудникам полисов и от отчислений 5,1% в ФОМС. Для работников полисы ДМС - это своего рода бонус. По ним они бесплатно могут лечиться в прикрепленных поликлиниках и больницах.
"В 90-е годы, когда в России вводили принципы обязательной страховой медицины, предполагалось, что это будет полноценное страхование, управляемое частными страховыми компаниями, но оплачиваемое государством. Модель предусматривала, что медицинские страховые компании, имеющие опыт оптимизации расходов, займутся тем же самым для государственной медицины. Тем самым они обеспечат высокую гибкость оказываемых услуг, качество, а заодно помогут сэкономить деньги. Однако в последний момент чиновники, занимающиеся распределением финансирования, испугались, что потеряют контроль над денежными потоками", - считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Сегодня медицинские страховые компании в системе ОМС являются по сути расчетными кассами, однако никакой существенной ответственности ни за качество, ни за объем медицинских услуг они не несут, отмечает он.
Эксперт подчеркивает, что компании из сектора ДМС отличаются высокой оценкой качества услуг, оказываемых населению, они способны привлекать высококвалифицированный медицинский персонал при приемлемом финансировании. "Распространение их опыта на обязательное медицинское страхование приведет к расшивке многих проблемных мест в системе ОМС, что позволит обеспечить развитие медицинского обслуживания граждан и повысить его качество", - уверен эксперт.
"В текущих условиях реализация этой идеи возможна в следующем варианте: в рамках обязательного медицинского страхования будет оказываться минимальный базовый набор медицинских услуг, а в рамках добровольного - дополнительные. Администраторами новой системы могут выступать страховые компании, которые уже имеют многолетний опыт работы одновременно по программам ДМС и ОМС", - добавляет профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Плюсом "объединения", считает она, должно стать удешевление полисов ДМС для граждан, поскольку издержки до определенного уровня будут покрываться за счет бюджетного финансирования. Кроме того, за счет сокращения числа посредников, вероятно, удастся уменьшить и административные издержки. Минусы - нет ясности в отношении перечня обязательных медицинских услуг, который по-прежнему будет финансироваться в рамках системы ОМС. Помимо этого должен быть внесен ряд изменений в закон об ОМС, регламентирующих роль ДМС в системе ОМС, размер тарифов, нормативы финансирования и т.д., указывает эксперт.
По ее мнению, объединение вполне возможно, если государство примет решение переключить финансовые потоки, аккумулируемые в фондах ОМС на федеральном и региональном уровнях, в частный страховой сектор. Однако этот шаг потребует с одной стороны серьезных законодательных изменений (поэтому раньше 2030 года объединения ожидать не стоит), а с другой - четкого финансового планирования, чтобы медпомощь не подорожала.