Хореографом-постановщиком спектакля стал трижды лауреат "Золотой маски", художественный руководитель Урал Балета Вячеслав Самодуров.
Как выдающийся исполнитель он прославился виртуозной техникой, был премьером известных балетных компаний, а затем посвятил себя карьере хореографа и быстро занял лидирующие позиции среди самых перспективных российских постановщиков.
Накануне премьеры корреспондент "РГ" встретился с Вячеславом Самодуровым.
Вячеслав, вы танцевали на лучших балетных сценах мира, а затем начали успешную карьеру хореографа. Что вас побудило к этому шагу?
Вячеслав Самодуров: Это произошло совершенно случайно. В 2006 году Алексей Ратманский предложил мне принять участие в мастерской молодых хореографов Большого театра. Я согласился, и это дало старт моей хореографической карьере.
Какое свое профессиональное качество как танцовщика вы ценили выше всего и что лежит в основе вашего художественного кредо как хореографа?
Вячеслав Самодуров: Когда я танцевал, мне все было интересно: знакомиться с творчеством разных хореографов, осваивать разнообразную пластику. Меня вело любопытство, и сегодня, уже как хореограф, я пытаюсь в каждой работе сделать что-то такое, чего не делал раньше.
Чем вас привлек материал "Озорных частушек"? На какой идее построен ваш подход к этой постановке?
Вячеслав Самодуров: Для меня всегда главное в танце - музыка, и в "Частушках" меня прежде всего привлекает музыка Щедрина. Это грандиозное сочинение с огромной энергией. Несмотря на легковесное название, частушки, на мой взгляд, не озорные, а довольно злые. К финалу музыка становится жесткой, почти агрессивной. Очень серьезное, блестящее произведение, которое требует соответствующих подходов.
Художник-постановщик Анастасия Нефедова, с которой вы плотно работали над сценографией, немного приоткрыла секрет вашей "кухни". Она считает, что в "Частушках" все - о страстности ритма. И что это хорошо согласуется с "клиповой" природой хореографии, придуманной постановщиком…
Вячеслав Самодуров: Первая часть балета, действительно, отчасти строится на принципах клипового сознания. Но ведь сейчас мы почти всю информацию подаем и воспринимаем отрывочно.
Анастасия озвучила довольно смелое видение этой истории как своего рода "дворово-подзаборной". Вы разделяете этот ее взгляд?
Вячеслав Самодуров: Жанр частушек ассоциируется с чем-то архаичным, но похожая форма острого, насмешливого простонародного высказывания существует и сегодня, вот мы и пытаемся показать в пластике частушки новейших времен.
Доводилось ли вам прикасаться к хореографии Леонида Якобсона?
Вячеслав Самодуров: К сожалению, только в теории: мы изучали его творчество в балетной школе, а потом я видел много спектаклей из репертуара театра имени Якобсона. Сейчас, репетируя в этом театре, я новыми глазами посмотрел на наследие выдающегося хореографа, который во многом опередил свое время.
Важно ли вам, что сейчас вы работаете с артистами, которые стремятся сохранить и приумножить наследие новатора танца ХХ века? Насколько это благодатный материал для творческого эксперимента, к которому вы склонны?
Вячеслав Самодуров: Мне очень интересно работать с якобсоновской труппой, ребята меня увлекли своей готовностью пробовать новое. Ведь этот спектакль - не постановка для артистов кордебалета, в нем каждый исполнитель - солист, и в этом мне видится продолжение идей Якобсона в XXI веке. Труппа очень сильная, каждый артист обладает харизмой, и я очень воодушевлен нашей совместной работой. Есть ощущение, что я имею дело с исполнителями, жадными до новой информации, и атмосфера на репетициях царит по-настоящему творческая. Для хореографа это очень важно.
Насколько вам помогает в работе опыт проекта по поддержке молодых хореографов "Dance-платформа"?
Вячеслав Самодуров: Это немного другая история, но на репетициях я всегда отмечаю артистов, которые не только быстро схватывают материал, но и готовы предлагать собственные идеи. Как правило, такие люди в будущем могут пробовать себя в сочинении. Опыт работы хореографом полезен артисту. Когда я в свое время спросил Алексея Ратманского, почему именно мне он предложил постановку, он ответил: "Потому что я помню, как ты работал".
Для вас имело значение, что вы получили приглашение новой работы от художественного руководителя театра имени Якобсона Андриана Фадеева, с которым вас связывает общее прошлое на Мариинской сцене?
Вячеслав Самодуров: Я всегда с уважением отношусь к людям, которые готовы создавать новое, поэтому с радостью принял предложение Андриана. Кроме того, мне очень интересно работать с незнакомой труппой. Мы уже давно говорили с Андрианом о сотрудничестве. Рад, что оно состоялось, и благодарен за приглашение.
Мне кажется, вас роднит с Андрианом Фадеевым и то обстоятельство, что ему почти одновременно с вами предстояло вдохнуть новую жизнь в балетную компанию с большим культурным бэкграундом. Что вам пришлось преодолеть, чтобы создать труппу своей мечты? Что вообще сегодня для балетного театра главное?
Вячеслав Самодуров: Когда я в 2011 году принял труппу, позже получившую имя Урал Балета, это была не столько борьба, сколько обучение. Артисты, много лет исполняя по преимуществу классический репертуар, привыкают к определенному набору стереотипов. Мне хотелось, чтобы артист был универсальным, мог воспринимать разнообразную информацию. Чем пластичнее мыслит танцовщик, тем интереснее с ним работать и тем значительнее художественный результат. Я рад, что в России многое меняется и появилось немало театров с разнообразным репертуаром.
У вас есть авторитеты в профессии?
Вячеслав Самодуров: Есть много уважаемых мною имен как среди танцовщиков и хореографов, так и среди аналитиков. На меня большое влияние оказал выдающийся британский хореограф и режиссер Уэйн Макгрегор. Это человек огромной позитивной энергии, творческий и личный контакт с которым стимулировал меня в работе.
Чем вы займетесь по завершении работы в Театре имени Якобсона?
Вячеслав Самодуров: 14 апреля в Екатеринбурге состоится премьера балета Sextus Propertius на музыку Алексея Сысоева, которую он написал специально для театра "Урал Опера Балет". Приезжайте!