Андрей Бочкарев: О готовности БКЛ, небоскребах "Москва-Сити" и других важных стройках столицы

В редакции "Российской газеты" побывал на "Деловом завтраке" заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Он рассказал журналистам, на каких объектах за две недели до конца 2022 года сосредоточены усилия московских строителей и как они изменят жизнь москвичей.

Финиш на востоке

Андрей Юрьевич, год у столичного стройкомплекса выдался сложный. Шли работы на целом ряде масштабных пусковых и предпусковых строек: метро, МЦД, крупных скоропомощных комплексах городских многопрофильных больниц. Хватает ли у города средств, рабочих, чтобы ввести объекты в эксплуатацию в намеченный срок?

Андрей Бочкарев: Финансово они гарантированы Адресной инвестиционной программой, дефицита людей мы тоже не испытываем. Как обычно, на объектах городского заказа работают от 70 до 80 тысяч человек. А суммарно в Москве на всех стройках одномоментно заняты до 300 тысяч работающих. Основные сложности были связаны с тем, что многие иностранные компании отказались поставлять нам системы связи, амортизации, пожарной сигнализации. В частности, из 480 тысяч единиц оборудования, необходимого лишь для запуска девяти станций Большой кольцевой лини, 120 тысяч единиц изначально было спланировано закупить в Европе и США. После введения санкций пришлось искать других поставщиков в других странах. Мы с этим справились. Так что все планы по вводу будут выполнены в полном объеме.

Именно пуска Большого кольца метро москвичи ждут больше всего. Технический пуск двух участков - северо-восточного и южного - уже прошел. Главный вопрос: когда по Большому кольцу поедут пассажиры?

Андрей Бочкарев: Как и сказал мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, запустим оставшиеся девять станций БКЛ в первом квартале 2023 года. Я напомню, изначально были планы ввести Большое кольцо метро в эксплуатацию только в конце будущего года. Но мы работаем с опережением графика. Сейчас достраиваем четыре последние станции восточного участка - "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон" и "Кленовый бульвар". Готовность всей линии - 98 процентов. Но БКЛ - это ведь не только 70 километров рельсов и 31 станция. Для того чтобы кольцо можно было безопасно эксплуатировать, чтобы обслуживать подвижной состав, ведь количество поездов в подземке после запуска БКЛ вырастет более чем вдвое, мы строим два новых депо - "Нижегородское" и "Аминьевское", а еще одно - на Замоскворецкой линии - реконструировали. По сути это огромные заводы, в которых поезда будут обслуживать и ремонтировать. Москвичи же в них получат еще для себя больше 10 тысяч новых рабочих мест.

БКЛ - знаковый объект для миллионов москвичей. Он перезапустит работу практически всей транспортной системы столицы, включая и работу самого метро, и наземного общественного транспорта, и автомобильного движения на магистралях города. Когда в прошлом году мы сдали очередные 10 станций БКЛ, один москвич мне написал: "Большое спасибо. Я теперь могу выезжать на работу на 50 минут позже. Вот сейчас сижу на кухне, пью чай с детьми, потому что знаю: мне нужно всего несколько минут, чтобы добраться до работы на метро. 50 минут утром, 50 - вечером, получается, подземка дарит каждый день мне почти два часа жизни". Поэтому когда у нас возникают сложности, я напоминаю коллегам: мы строим метро и стараемся сдать его в срок не для того, чтобы получить чью-то похвалу, а чтобы у москвичей изменилась к лучшему жизнь - и как можно скорее.

Интересно было бы узнать: проводят ли строители, образно говоря, работу над ошибками? Например, где-то на станциях пассажирам кажутся лишними лестницы или узкими платформы. Учитываются ли такие замечания в новых проектах?

Андрей Бочкарев: Стройка - один из самых четких, спланированных и регламентированных процессов. Здесь не может быть, что, мол, строили-строили и вдруг обнаружили: забыли сделать выход из метро. Да, иногда слышишь: хорошо бы вестибюль был попросторнее. Но у нас с одной стороны стройплощадки - одни подземные коммуникации, с другой - другие… Вот когда строили в чистом поле инфекционный центр в "Вороновском", то возвели его вместо регламентных трех лет за 37 дней. В плотно застроенном городе другие возможности, и с этим приходится считаться.

Москвичи привыкли, что в нашем городе в год сдается в среднем десять станций подземки. В будущем году, кроме БКЛ, какие еще линии и станции планируется ввести в эксплуатацию?

Андрей Бочкарев: В наших планах в общей сложности запуск 14 станций. Помимо девяти на БКЛ, введем две станции на Солнцевском радиусе - "Пыхтино" и "Внуково". Так в нашей стране первый аэропорт получит метро. Еще три станции - "Яхромская", "Лианозово" и "Физтех" - откроются на Люблинско-Дмитровской линии. Свое метро придет к жителям района Северный.

А если с учетом трехлетнего планирования строителей заглянуть подальше, в 2025 год? Куда еще подземка придет?

Андрей Бочкарев: По нашей Адресной инвестиционной программе на 2023-2025 годы 27% средств, выделенных на ее реализацию, предусмотрено направить именно на развитие метро. За это время будет построено 39 километров новых линий подземки, 18 станций и еще два депо. В частности, в 2024 году на Троицкой - одной из самых протяженных линий метро - запустим участки от станции "ЗИЛ" до "Крымской" и от "Новаторской" до "Коммунарки". Достроим также в 2024 станцию "Потапово" Сокольнической линии. Продолжим строительство и проектирование Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий, а также продление Арбатско-Покровской линии до Гольяново.

МЦД-5 соединит в центре Москвы Ярославское и Павелецкое направления железной дороги с помощью двух 12-километровых тоннелей

В какой стадии работы на станции "Суворовская" Кольцевой линии? Они потребуют перекрытия движения поездов, как это обычно бывает при строительстве новых станций?

Андрей Бочкарев: Конечно же, для того чтобы вживить новую станцию в действующую Кольцевую линию впервые за столько десятилетий после ее запуска, придется сначала построить два обводных тоннеля, по которым мы будем перезапускать поезда. Это очень похоже на байпасы, которые делают при перекладке труб. А потом уже между ними начнем строительство самой новой станции. На период сооружения этих тоннелей верхнюю часть кольца "по кусочкам" придется перекрывать. Мы сделаем все для того, чтобы время перекрытий минимизировать, но, как показывают расчеты, месяца два-три потребуется.

В будущем году начнете строить?

Андрей Бочкарев: Да мы уже приступили. Возле Театра Российской армии организована площадка, которая занимается выдачей породы. Построена шахта, от которой мы и будем пробиваться тоннелями горным способом, часто вручную, к месту будущей станции. Проходческим щитом там работать нельзя, так как для его спуска под землю требуется большой котлован, для которого в этой части города, а это практически центр, места нет. Поэтому строить "Суворовскую" будем долго: лет пять.

МЦД идет к "Китай-городу"

Можно ли назвать сроки, когда будет завершено строительство всех Московских скоростных диаметров?

Андрей Бочкарев: Следующий год у нас завершающий для МЦД, которые москвичи воспринимают уже как наземное метро. МЦД-3 и МЦД-4 планируем запустить в 2023 году. Это первый этап, чтобы потом еще можно было достраивать новые остановочные пункты и дооснащать станции. Но работы уже будут вестись на существующих рельсах, а это проще. С МЦД-5, задача которого соединить два направления железной дороги, Ярославское и Павелецкое, ситуация сложнее. Для их соединения нужно пройти 12 километров фактически по центральной части города. Одним из лучших вариантов представляется сделать это под землей, с помощью двух крупных тоннелей. Но строить их придется не как для метро, а по другой технологии, так как у железнодорожных составов и габариты не такие, как у поездов метро, и ток они получают не через нижний токопровод, а сверху.

Есть план, что на этом участке разместятся четыре остановочных пункта. Нырнет поезд в тоннель возле станции метро "Рижская", затем будет еще три остановочных пункта - в районе Комсомольской площади, Павелецкого вокзала и станции метро "Китай-город". Это самый сложный путь, но и самый оптимальный, так как позволяет связать МЦД-5 с метро и выйти на Павелецкий вокзал.

Когда это может произойти?

Андрей Бочкарев: Не хотел бы пока говорить о сроках, так как еще не принято решение о начале строительства. Проект сложнейший, прорабатываем все концепции.

Но году к 2030-му построите?

Андрей Бочкарев: Надеюсь, пораньше. Пока могу точно сказать одно: затягивать не будем.

Дорожные перемены

Еще один знаковый объект для столицы - Московский скоростной диаметр. Даже запуск его северного участка существенно разгрузил ситуацию на дорогах Москвы. По данным дептранса, скорость на МКАД, например, повысилась на 9 процентов. Когда МСД запустят целиком? И какой эффект для города ожидается от него?

Андрей Бочкарев: Да, северным участком от Бусиновской развязки до Косинской эстакады, который в сентябре был открыт при участии Президента России Владимира Владимировича Путина, сейчас пользуются уже почти 250 тысяч машин в сутки. Участок отлично работает, доказывая свою эффективность. Еще один отрезок северного участка в Некрасовке будем открывать частями. Уже завершили строительство на участке от улицы Покровская до Зенинского шоссе, а в сентябре 2023 года откроем движение от улицы Лухмановская до Зенинского шоссе с мостом через реку Пехорку.

В работе также южный участок, который достроим до конца 2023 года. Сейчас стройка развернута почти на всем протяжении будущей трассы, в проектировании находится лишь часть вдоль улицы Каспийская до Павелецкого направления МЖД. Главная сложность здесь, как и вообще при прокладке дорог в Москве, заключается в необходимости освобождать территорию от коммуникаций, строить вдоль железнодорожных путей и так далее. Плотно застроенный город почти на всем протяжении вынуждает возводить значительную часть трассы в эстакадном исполнении. В частности, только на южном ответвлении будет построено 56 искусственных сооружений общей протяженностью 22 километра. Но роль Московского скоростного диаметра для Москвы и москвичей трудно переоценить - он позволить проехать город насквозь с севера на юг за 40 минут.

В планах стоит еще и ввод в эксплуатацию Южной рокады?

Андрей Бочкарев: Да, Южная рокада уже готова на 70 процентов, и к концу 2023 года планируем открыть ее для движения транспорта. Она пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улиц Верхние Поля и Капотня и станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца на юге и юго-востоке Москвы. С запуском этой трассы мы по сути закончим работу над масштабными хордовыми проектами, над которыми усилия дорожников были сосредоточены в последние годы.

То есть новый транспортный каркас города будет сформирован? Или появятся новые глобальные проекты?

Андрей Бочкарев: Возможности для развития сети масштабных магистралей, которые были у Москвы, мы в основном использовали. Ударное строительство, которое велось все последнее десятилетие, позволило при ежегодном увеличении в столице количества как личного, так и общественного и коммерческого транспорта снизить загруженность московских дорог. Сейчас готовим программу, рассчитанную до 2030 года, в основе которой - строительство локальных "соединений". Иногда отдельно взятая эстакада или путепровод способны не меньше улучшить движение транспорта в какой-то части города, чем крупная магистраль. Ведь суть дорожного строительства не в количестве проложенных километров, а в том, как лучше связать районы города, как повлиять на снижение загрузки общей улично-дорожной сети. Поэтому после окончания строительства хорд сосредоточимся на локальных проектах внутри МКАД. Для увеличения пропускной способности существующих дорог запланировано, например, продлить участок дублера Люблинской улицы от улицы Краснодарская до МКАД (до пересечения с южным участком МСД). На востоке столицы предусматривается строительство на Кольцевой дороге направленных съездов-эстакад на участке от шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Новый небоскреб в СИТИ - не последний

Недавно архсовет Москвы утвердил проект еще одного небоскреба в Московском международном деловом центре "Москва-Сити". Это последний небоскреб, который построят там?

Андрей Бочкарев: Думаю, что не последний, так как "Сити" и прилегающие к нему территории, в частности, район Камушки, активно развиваются. И там тоже могут появиться высотные здания. Но на данный момент четырехсотметровый "Бизнес-центр "Мост-Багратион" - такое рабочее название у нового небоскреба - в "Москва-Сити" самый высокий. В чем особенность этого района? Здесь можно эффективно использовать территорию, на небольшой площади сконцентрировать объекты недвижимости офисного и делового назначения, тем самым развивая активную экономическую жизнь. Для этого там есть вся необходимая инфраструктура, которая привлекает и банки, и различные компании. Современные удобные офисные пространства дают сотрудникам возможность эффективного взаимодействия, без которого нет прогресса. Должна быть возможность обмениваться мнениями, эмоциями, просто сказать друг другу теплые слова… Все это создает комфортный микроклимат. Молодые люди, которые строят карьеру и не хотят тратить время на дорогу до работы, предпочитают и жить в "Сити" - там почти во всех зданиях есть жилые апартаменты. У меня, например, есть знакомый, у которого в одной высотке расположены и офис, и квартира. Он как-то поделился: "Я три месяца из здания не выходил - было много работы над проектом". Словом, спрос на офисные здания есть, и инвесторы вкладывают деньги в их строительство.

Новый 400-метровый небоскреб "Бизнес-центр "Мост-Багратион" - не последний в "Москва-Сити", развитие делового центра продолжается

Когда этот проект утверждался, в Госдуме приняли решение внести поправки в Градостроительный кодекс, чтобы такие значимые объекты капитального строительства утверждали муниципалитеты. Кто именно в Москве решает, к примеру, быть небоскребу или не быть и как именно он должен выглядеть?

Андрей Бочкарев: В первую очередь, конечно, в этой работе задействованы главный архитектор Москвы и архсовет города. Они смотрят, насколько органично вписывается новостройка в окружающий архитектурный ландшафт и как этот район будет выглядеть через десятилетия. Сложные, важные объекты обсуждаются на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) под руководством мэра Москвы. Когда вопрос проходит через сито многостороннего анализа не только с точки зрения визуальной привлекательности будущего объекта, но и экономической целесообразности такого проекта, соблюдения чисто технических ограничений, то Москомархитектура принимает соответствующее градостроительное решение. Ведь город не просто набор зданий, это среда жизни человека. От того, как она воспринимается жителями и гостями, во многом зависит желание человека жить в этом городе, вся его деловая, культурная, социальная жизнь.

То, что депутаты Госдумы подчеркнули роль муниципалитетов в застройке городов именно в момент, когда в Москве утверждался проект нового небоскреба, я думаю, просто совпадение, но совпадение символичное. Архитектурный облик важен для любого города. Было бы странным, мягко говоря, запланировать строительство небоскреба в Суздале или, скажем, начать в Москве строить деревянные избы. Каждая стройка по сути формирует новый город. И не случайно, прежде чем приступать к практической части реализации программы реновации, мы провели международный архитектурный конкурс. Над проектами новых домов - не элитного и бизнес-класса, которые строят инвесторы для состоятельных покупателей, а строящихся за счет бюджета столицы для простых москвичей, - и сегодня работают 54 команды лучших архитекторов. Нам важно, какими будут эти дома, насколько комфортно в них будет жить москвичам. И я уверен, что горожане ими будут довольны, эти дома и украсят московские районы, и простоят десятки лет.

С начала запуска программы реновации в новые квартиры к концу этого года переедут уже 100 тысяч жителей?

Андрей Бочкарев: Да, по нашим подсчетам в ближайшие дни 100-тысячный москвич начнет переселение в новый дом. Только с начала года строители передали под заселение участников программы 56 новостроек.

В соответствии с такими темпами получится за отведенные под программу 15 лет переселить в новое жилье запланированный миллион москвичей?

Андрей Бочкарев: Напомню, первый этап переселения - 2020-2024 годы, он выполнен уже на 40 процентов. Начало всегда самое сложное. Чем больше мы строим новых домов, тем более широкий фронт открывается для дальнейшей работы. Всего с момента старта программы построено 227 домов, а года через два мы выйдем на пик, и появится возможность строить намного больше. Сейчас подобрано 565 стартовых площадок под новостройки, на месте снесенных пятиэтажек их будет день ото дня становиться все больше. Поэтому мы активно занимаемся проектированием. К тому же, после завершения масштабных программ по дорожному строительству и развитию метро именно программа реновации станет для всего стройкомплекса Москвы основной. И в том, что она будет выполнена в срок, нет сомнений.

Президент объявил свое решение о продлении льготной ипотеки и расширении семейной ипотеки. Как вы к этому относитесь? Эта мера спасла рынок или наоборот, как порой говорят эксперты, привела к росту цен на жилье?

Андрей Бочкарев: Это важнейшая мера для решения целого ряда экономических и макроэкономических задач в государстве. Президент России Владимир Владимирович Путин, прислушавшись к мнению Михаила Владимировича Мишустина и Марата Шакирзяновича Хуснуллина, которые докладывали, что нельзя останавливать механизм льготной ипотеки, так как он еще не полностью сыграл свою роль, принял абсолютно верное и стратегически важное решение. Льготная ипотека нужна не для того, чтобы загрузить работой строителей, хотя, безусловно, она является инструментом поддержки застройщиков. Самое главное - мультипликативный эффект строительства для всей экономики. Ведь стройка "тянет" за собой производство стройматериалов, металлургии, наконец, той же мебели, так как, въезжая в новую квартиру, человек сменит и обстановку. Даже отрасли, напрямую не связанные со стройкой, и те чувствуют увеличение спроса со стороны населения. Это и текстильная промышленность, и производство бытовых приборов, и электроника… Что касается роста цен на жилье, то этот процесс наблюдался в первые месяц-два. Чтобы ипотека заработала, инвесторы начали строить больше жилья, времени нужно больше - два-три года. И его уже стало строиться больше - 90 миллионов квадратных метров в год. Никогда прежде столько не строили! Льготная ипотека простимулирует спрос, и жилья будут строить больше и в дальнейшем.

Пока же в Москве, по данным Росреестра, спрос за девять месяцев 2022 года упал…

Андрей Бочкарев: Но ведь спрос на жилье в Москве обязательно снова начнет расти. У нас и сейчас доля ипотечных сделок на первичном рынке превысила 50 процентов от общего числа зарегистрированных в столице договоров долевого участия. Это максимум за все годы. Причем 80 процентов этих договоров приходится как раз на долю льготной ипотеки.

Как обстоят дела с обманутыми дольщиками? Переход на эскроу-счета стал заслоном для недобросовестных застройщиков?

Андрей Бочкарев: Да, это очень хороший инструмент. Конечно, как и любой другой, он не гарантирует, что любая стройка от начала до конца пройдет без сучка и без задоринки, но он защищает средства дольщиков, а это главное. Для достройки любого объекта самое важное - финансовое обеспечение. Решением проблем обманутых дольщиков город продолжает заниматься. С 2011 года квартиры получили 24,5 тысячи пострадавших дольщиков, сейчас их осталось около 5 тысяч. И новых, что важно, уже не появляется. Все проблемные объекты поможем достроить - в "дорожную карту" включены 24 адреса. Финансирование половины из них взял на себя бюджет города, остальные завершаются на средства инвесторов. Думаю, что эскроу-счета станут в конечном счете тем правилом, которое избавит всех от этой проблемы.

Годовой план по вводу недвижимости в целом выполнен?

Андрей Бочкарев: Мы не ставили цели удивить кого-то цифрами - темпы и масштаб строительства продиктованы целесообразностью, желанием насытить рынок тем, в чем есть потребность. План ввода недвижимости не просто выполнен, а перевыполнен уже на 33 процента. За одиннадцать с половиной месяцев введено в эксплуатацию свыше 11,8 миллиона квадратных метров недвижимости, из которых более 6,2 миллиона "квадратов" приходится на жилье. Кстати, на будущий год у нас большие планы по строительству объектов промышленного назначения.

Исцеляющая среда

В Москве никогда не строилось столько объектов для здравоохранения, сколько в этом году. Какие из них в ближайшее время введут в строй?

Андрей Бочкарев: На финальном этапе находятся все шесть скоропомощных комплексов, которые строятся для городских больниц. Корпус для НИИ имени Склифосовского закончим в этом году, в больницах имени Буянова, Филатова и Боткина - достроим в будущем году, еще два корпуса - в больницах имени Вересаева и имени Пирогова - строятся силами департамента здравоохранения. Завершаем в этом году и строительство уникального лечебного корпуса площадью почти 70 тысяч квадратных метров для Московского клинического научного центра имени Логинова. Построили мы его всего за два года. Центр оснащен самым современным оборудованием. Это будет одна из лучших клиник России, где пациенты в одном месте смогут получить все виды медицинской помощи - от диагностики до высокотехнологического лечения и реабилитации. Готовность объекта - 98 процентов. Сдача помещений, оснащенных всей техникой и мебелью, идет уже полным ходом. Еще один грандиозный проект, который мы также завершаем и в марте будущего года планируем ввести в эксплуатацию, - комплекс трех зданий на территории Инфекционной больницы N1. Площадью около 100 тысяч квадратных метров, с 546 мельцеровскими боксами, станцией обработки санитарного транспорта, он также станет крупнейшим в стране. Мы уделили очень большое внимание внутреннему проектированию, разработке интерьеров, ставя целью создать в каждом здании по-настоящему исцеляющую среду. Чтобы у пациента, перешагнувшего порог этих суперсовременных клиник 21 века, не поднималось давление от одного вида людей в белых халатах, а появлялась вера и возможность скорейшего выздоровления. А потому в палатах там - панорамные окна с видом на парк, атриумы и много света, удобная мебель.

А какие новые спортивные объекты увидят москвичи?

Андрей Бочкарев: С начала года введено уже 19 спортивных объектов, самые значимые из которых - Центр самбо и Центр бокса (Дворец единоборств) в "Лужниках", BMX-велодром и реконструированный стадион "Москвич". До конца года планируем ввести в эксплуатацию горнолыжный кластер "Воробьевы горы", который город построил совместно с инвесторами. С обновленными склонами, тремя лыжными трассами и тремя трамплинами - 20-и и 40-метровыми.

Подъемники там будут?

Андрей Бочкарев: И подъемники, и канатная дорога, и кафе, где после катания на лыжах можно согреться и выпить кофе.

Успеем в этом сезоне еще покататься?

Андрей Бочкарев: Конечно. Впереди ведь еще целая зима.

Могут ли в Москве в связи с санкциями и сложной политической ситуацией появиться замороженные стройки?

Андрей Бочкарев: Бюджетных точно нет - они все полностью обеспечены финансированием. Да и проблем с инвестиционными проектами я не вижу. Напротив, все промышленное строительство ведется более быстрыми темпами. Уход из страны западных производителей послужил толчком к импортозамещению. Наши российские инвесторы стали больше в него вкладывать. И я думаю, что этот процесс продолжится и дальше

Визитная карточка

Андрею Юрьевичу Бочкареву 50 лет. Заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы он работает с 21 января 2020 года - с того дня, когда его предшественник Марат Шакирзянович Хуснуллин стал вице-премьером правительства России. Потомственный строитель, Андрей Бочкарев свой день рождения - 2 января, когда народ еще вовсю празднует Новый год, чаще всего встречает на стройке - строительство в столице не останавливается ни на какие праздники. Продолжалось оно и в пандемию коронавируса, не снизило своих темпов и масштабов и с началом специальной военной операции.

Образование получил в Тюменском инженерно-строительном институте,

Еще студентом начал работать в канадской строительной компании SWCCo/BLC Group. Поступив в Москве в аспирантуру Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, приобрел опыт работы в крупной российской компании "Эдванс". Позднее в крупнейшей строительно-инженерной американской компании Bechtel Corporatiоn стал одним из первых российских специалистов, занимавших руководящие позиции. Строил за рубежом многие крупные объекты, включая суперскоростную железнодорожную магистраль от тоннеля под Ла-Маншем до центра Лондона, участвовал в проекте "Карачаганак" в Казахстане.

Занимал ответственные посты в компании "РУСАЛ", руководил реконструкцией алюминиевого завода Kubal в Швеции, в качестве вице-президента возглавлял инвестиционную программу российского подразделения финского энергетического концерна Fortum.

В правительстве Москвы работает с 2010 года. Сначала возглавил департамент городского заказа капитального строительства, который через месяц был реорганизован в департамент строительства Москвы.

Пост главы этого департамента Андрей Юрьевич занимал десять лет. Сибиряк, он свои отпуска, точнее, короткие промежутки в работе, посвящает охоте и рыбалке.