Поводы волноваться о том, что ждет Европу, у ее счастливого населения точно есть
Борис Марцинкевич - о последствиях введения "потолка цен" на природный газ
Станислав Красильников/ТАСС
19 декабря министры энергетики стран ЕС собрались с силами и, преодолев все разногласия, взяли да и ввели "потолок цен" на природный газ. Вполне возможно, что господа и дамы, занимавшие кресла на этом исторически-знаменательном совещании, не преминули поаплодировать сами себе - европейские СМИ в этот день бравурно заявляли о небывалом единстве, сплочении и могучем порыве. Остается понять, в каком направлении, собственно говоря, их порвало, и по каким таким причинам уже на следующий день после голосования уже в нескольких европейских странах политики начали возмущаться этим решением. Но это так, для общего образования и удовлетворения досужего интереса, нам куда интереснее вопрос о том, как произошедшее действо может сказаться на реальных интересах России. Специально оговорюсь, что я не отношусь ни к тем, кто уверен, что поставки российского газа в Европу нужно прекратить просто немедленно, ни к тем, кто уверен, что экспортные объемы непереработанного газа нужно сохранять любыми способами. Россия продолжает СВО, а это означает, что непредвиденные расходы государственного бюджета не прекратятся, потому налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на поставки газа нам на нынешнем этапе необходимы. Грустно, но факт. Но то, что стратегическим направлением для ТЭК России должно стать неуклонное наращивание как можно более глубокой переработки газа, для меня тоже сомнению не подлежит. Но то, что энергетика была, есть и останется самой инерционной отраслью экономики - тоже непреложный факт.

"Потолок цен" на природный газ принципиально отличается от "потолка цен" на нефть - если ограничение на цену нефти касалось только морского экспорта из России, то потолок газовый ЕС ввел на поставки из всех стран мира разом. Лазеек предостаточно и в "нефтяном потолке", но в "газовом потолке" это даже не лазейки, а ворота, распахнутые настежь: ограничения касаются только биржевых и спотовых торгов на европейских трейдинговых площадках, где "Газпрома" замечено не было уже с прошлого года. Внебиржевая торговля на основе двусторонних долгосрочных контрактов под европейские ограничения не попали, а именно в этом режиме российский концерн с Евросоюзом и работает. Да, у нас прозвучал комментарий пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: "Попытки Запада установить потолок цен на газ неприемлемы", но зимой, когда во многих регионах России и так поземка метет, высказывания пресс-секретаря до момента, когда свое слово не сказал президент - очень на любителя, при всем моем почтении к Дмитрию Сергеевичу. Не будем торопиться волноваться, будем ждать, когда услышим слова Владимира Путина. Поводы для волнения у нас с вами отсутствуют - не в Евросоюзе ведь живем.

А вот в целом ряде стран ЕС уже волнуются. Ограничения вводятся с 15 февраля, и только от погодных условий зависит, какой объем газа к этой дате будет находиться в европейских ПХГ. Чем меньше запасы газа в ПХГ - тем сложнее его поднимать, тем выше риск того, что своевременно и адекватно ответить на резкое понижение температуры не удастся по сугубо техническим причинам. В этом случае единственной палочкой-выручалочкой должны будут стать бесперебойные поставки СПГ - любого происхождения, от любых поставщиков. Если в этот момент цена СПГ в Юго-Восточной Азии окажется выше "потолка" - танкеры-газовозы уйдут прочь от европейских берегов, потому как ничего личного, только бизнес. Отопительный сезон, стартовавший в этом году невероятно поздно - 14 ноября, ЕС встретил с ПХГ, заполненными на 97%, на рекордной отметке за все время наблюдений. Но всего неделя холодной погоды - и этот показатель упал ниже 85%, так что поводов волноваться о том, что ждет регион планеты, кичливо называющий себя самым развитым на планете, у его счастливого населения точно есть. Сидя в домах у каминов, где догорают садовые скамейки, нарядившись в три свитера и при свечах - пусть волнуются, а нам остается поглядывать на прогнозы европейских синоптиков и спокойно ждать, каким будет вердикт высшего руководства России. Волноваться нам нужно только о том, как будут идти дела в наших четырех новых областях и желать удачи всем тем, от кого зависит их благополучие.

Борис Марцинкевич
эксперт в сфере энергетики
Поделиться