Глобализация стала частью нашей жизни. Постоянно шёл обмен традициями, технологиями, обычаями. Мы не представляем нашу жизнь без технологий, которые имеют зарубежное происхождение. А в жизнь иностранцев прочно вошли наши культура и искусство.
С началом специальной военной операции Запад попытался отвернуться от нас, вводя запрет на наших писателей и композиторов, на наше сырьё. Причём отказываются от нашей нефти они де-юре, но не де-факто - как всегда, следуя своим двойным стандартам. НАТО показывает зубы, продолжает подбираться к границам России, уже не скрывает агрессию. Раньше они тоже использовали свою "мягкую силу", проводя "акции" и "перформансы", вводя иностранный лексикон, подменяя ценности.
Зачем они вводят запрет на нашу культуру? Понимают, что она заключает в себе главные ценности российского народа, которые могут увлечь и многих за рубежом, а это для западных руководителей опасно. Наша культура, наука, сами люди - часть нашей "мягкой силы", прекрасной, яркой и потому угрожающей Западу. В её свете многие их дела смотрятся неприглядно. Они видят в нас угрозу своему порядку вещей.
После нашей победы и достижений СВО будет установлен новый миропорядок. Однополярного мира не будет, придёт многополярность. Выстраивать эту новую модель предстоит молодым поколениям - тем ребятам, которые сейчас учатся в вузах. Через пару лет они придут на предприятия, в ведомства и государственные структуры специалистами, будут накапливать трудовой опыт, учиться принимать ответственные решения. Именно им придётся участвовать в устройстве нового миропрорядка. Некоторые из них в процессе учёбы ездили и ездят за границу на стажировку, по программам обмена студентами. И в связи с этим звучит вопрос, не опасно ли это, не будут ли наши студенты "зомбированы" Западом?
Уверен, что нет. Отправляя ребят на учёбу или стажировку, мы не должны бояться, что их "зомбируют". На протяжении как минимум 18 лет семья, школа, общество в целом вкладывали в них понимание наших национальных ценностей, и за год-другой заграничной стажировки трудно изменить сложившуюся личность. Конечно, если в голове пустота, то её можно заполнить какими-то идеями соросовских фондов. Но это не про наших студентов. У них внутри - Россия, никакой Сорос тут не страшен.
Программы обмена нужны. И не только "нам", тут, но и "им", там. Приезжая сюда, студенты из других стран видят, что, вопреки глупым мифам о России, медведи по улицам не ходят, балалайками жители не дерутся. Ребята осознают, что Россия - это не анекдотичные жалкие сказки о ней, которыми их пичкали в родных странах. Наоборот, они открывают для себя, что есть настоящая Россия - это Большой театр и Золотое кольцо, культурные ценности, воспитанные люди.
Наша страна - страна со своей идентичностью. И нужно, чтобы иностранцы хотели оставаться тут, а возвращаясь домой, транслировали, какая Россия на самом деле. А наши ребята, в свою очередь, должны ехать за рубеж, чтобы показывать свои знания, навыки и являть миру образ настоящего россиянина - честного, смелого, умного, духовно развитого.
Конечно, важен и обмен научным опытом. Нам не меньше, чем иностранным коллегам, нужны компетенции и технологии, которые можно внедрить у нас. Что-то можно взять у них и модернизировать тут. Наши участники программ обмена будут не только миссионерами и посланцами нашей науки и культуры, но и получат зарубежные знания, доступ к иностранным научным достижениям. Важно учесть вопрос безопасности. Не думаю, что стоит прекращать действующие сейчас программы обмена с вузами европейских стран и США, но нужно приостановить их из-за соображений безопасности наших студентов. А параллельно нужно развивать программы обмена со странами, входящими в дружественные нам альянсы, такие как ШОС и БРИКС.
Необходимо развивать научное и университетское сотрудничество со странами, с которыми у нас есть уверенный диалог. Мы не должны ограничивать ребят в доступе к лучшим зарубежным учебным программам, и если из-за безопасности мы приостанавливаем обмен с западными университетами, то нужно предложить студентам лучшие университеты Азии. К примеру, вместо Оксфорда - китайские Университет Цинхуа или Пекинский университет, Национальный университет Сингапура.
Общение студентов из разных стран, их дружба может в дальнейшем найти развитие в общих научных, экономических, бизнес-проектах. А ещё это способ понять друг друга, найти общий язык - тоже часть нашей "мягкой силы". Мы умеем дружить!
Отворачиваясь от нас, Запад себя обкрадывает. Мы не отворачиваемся ни от кого, понимая, что отмена лучших достижений мировой культуры и науки может нас обеднить. Важна сила не только военная, но и более тонкая - культурная, и мы это понимаем.