Чтобы попасть в отряд проводников, одного желания мало. Студенту нужно пройти четырехмесячную профессиональную подготовку и медкомиссию, а также сдать психологический тест на стрессоустойчивость. Каждый, кто выдержал строгий отбор, теоретически готов провести лето в поезде дальнего следования. Но только теоретически.
- Вся теория разом вылетела из головы, как только мы вошли в вагон, чтобы его принять, - признаются второкурсницы ОмГУПС. - Пятьдесят четыре места! Значит, столько же должно быть матрасов, подушек и одеял. Плюс белье, стаканы и ложки. Плюс устаревшие электрощитки, которые мы "не проходили". А тут толпа пассажиров. Орущая команда малолетних футболистов. Застрявший в проходе колясочник. Бабуля с тяжелым чемоданом, срочно требующая чаю. Неизвестно откуда взявшийся пес. Ужас, одним словом.
Опытные коллеги дебютанток успокоили. Им еще повезло: руководство данного поезда лояльно относится к студенткам, не то, что другие. Главное, выдержать первый рейс, а там все пойдет как по маслу.
- Первые уроки сразу запоминаются, и потом ошибок уже не повторяешь, - вспоминает командир отряда, магистрант ОмГТУ Хусан Ажибаев. - Недостачу, конечно, приходится возмещать. Пропадет стакан - двести рублей, комплект белья - полторы тысячи. Главное, чтобы не умыкнули пылесос. Если сядет безбилетник, тоже придется раскошелиться, при этом не исключено, что твоя карьера на железной дороге может вообще закончиться.
Новички, у которых глаз еще не наметан, периодически наступают на эти "грабли". Как это случилось в поезде "Омск - Адлер", когда на посадку примчался пассажир, отставший от другого состава. Проводник увидел в билете свой шестой вагон и посадил парня. Пришлось оплачивать билет за счет студента. Проводники, проспавшие остановку и не высадившие пассажиров, где полагалось, тоже оплатили их проезд до обозначенного в билетах пункта.
- После таких случаев стразу становишься супервнимательным. Четко видишь на билете все отметки. Кто куда едет и когда выходит. Кто медик (только он имеет право выдавать пассажирам медикаменты в случае необходимости). Кто с проблемами. Особенно запомнился отсидевший парень с резкими перепадами настроения, с которым путь от Кисловодска до Питера нам показался вечностью, - рассказывает Хусан Ажубаев. - За три года стройотряда я многому научился, в том числе не повышать голос в ответ на агрессию. Иногда даже по тому, как человек подает паспорт, ясно, что ехать будет нескучно. Поэтому важно, чтобы, уже садясь в поезд, он понимал, что проводник - хозяин вагона, и с заведенным здесь порядком придется считаться.
Держать марку получается не у всех.
- Работа проводника - это ежедневная уборка, обслуживание, ночные остановки. Помимо этого, его постоянно будят. Из-за кондиционеров: одним пассажирам жарко, другим холодно. Из-за соседей по купе, которые храпят и мешают уснуть. Из-за навязчивых ловеласов, которым приглянулась симпатичная попутчица. Из-за туалетов. Вроде, уже сто раз сказано, как ими пользоваться, но унитазы "опять кто-то засорил бумагой, и они не работают". Иногда граждане умудряются вывести из строя сразу оба биотуалета, превращая поездку в настоящий кошмар. К счастью, такое происходит нечасто, - вспоминает инструктор РСО, третьекурсница ОмГУ Юлия Позднякова.
Пассажиры в вагоне - самые разные, порой встречаются не особо адекватные. В случае опасности на помощь придет начальник поезда, который имеет право высадить хулигана, вызвать наряд полиции. А если в вагоне много детей, то будут горы мусора, хоть каждый час убирай. Регулярно составы контролируют инспекторы, периодически -ревизоры. В общем, не забалуешь.
- Несмотря на беспокойный характер работы, большинство студентов испытание железной дорогой выдерживает. И по окончании трудовой вахты они становятся совсем другими, взрослыми людьми, - говорит Юлия Позднякова. - Но некоторые с самого начала чувствуют себя не в своей тарелке. И просятся домой, к маме.
По словам бойцов, работая по графику "неделя - три выходных", за лето можно заработать 45 тысяч рублей. Если трудиться без напарника и перерывов - вдвое больше. К плюсам стройотряда можно отнести жизненный опыт, который невозможно получить в вузовской аудитории, но который очень пригодится после защиты диплома. Студенты признаются, что работа проводника - это не только воспитание выдержки и ответственности, но и море ярких впечатлений, создающих ощущение полноты жизни. Это и возможность приобрести хороших друзей. Поэтому на следующий год семьдесят процентов из них вновь примерят стройотрядовскую форму.
А самых успешных приглашают работать в федеральную пассажирскую компанию.
- Недавно в депо меня перепутали с начальником поезда, - улыбается Хусан Ажибаев. - А вскоре предложили такую работу. Думаю, стоит попробовать.
Справка "РГ"
По данным РСО, в сезоне-2022 было трудоустроено более 150 тысяч студентов, они трудились по всей стране, а также принимали участие в гуманитарных миссиях в Донбассе. Студенты вернулись на главную молодежную стройку - БАМ. По заявкам работодателей плановый сводный отряд здесь пришлось увеличить почти в шесть раз - до 1 366 человек. Помимо строительства магистрали студенты работали на всероссийских объектах: "Кузбасс", "Прорыв" (Северск), "Норильск" и других.
При поддержке государства профессиональную подготовку по рабочим специальностям получили почти двадцать тысяч студентов. Почти шесть тысяч человек за счет средств федеральной пассажирской компании прошли обучение по специальности "Проводник пассажирского вагона".