21.12.2022 17:07
    Поделиться

    "Петербург-концерт" готов выступать организатором творческих стартапов

    Петербургскую публику - жителей культурной столицы - в общем, трудно удивить. Но "Петербург-концерту" это часто удается. Единственная в России государственная продюсерская компания регулярно запускает проекты всероссийского масштаба, которые затем хотят повторить или принять у себя многие регионы страны. О том, что культура должна быть стратегическим направлением государственной политики, на "деловом завтраке" в петербургской редакции "Российской газеты" мы поговорили с генеральным директором государственного бюджетного учреждения культуры "Петербург-концерт" Екатериной Артюшкиной.
    Екатерина Артюшкина: Мы — за драйв, разнообразие и эксперимент и приглашаем к сотрудничеству самых разных артистов и разные музыкальные команды.
    Екатерина Артюшкина: Мы — за драйв, разнообразие и эксперимент и приглашаем к сотрудничеству самых разных артистов и разные музыкальные команды. / Святослав Акимов

    Екатерина Анатольевна, мы беседуем в преддверии новогодних праздников. И сказки в эти дни хочется, и свободного времени будет много. Как его можно провести вместе с "Петербург-концертом"?

    Екатерина Артюшкина: В дни школьных каникул мы показываем потрясающий спектакль-фантазию "Алиса в стране чудес" в постановке заслуженного артиста России, главного режиссера "Петербург-концерта", художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра "АРТ" Александра Исакова. Хотя это и не новогодняя сказка, но она совершенно волшебная! Мы пошли по пути смешения разных жанров и приемов - тут и кукольный театр, и театр теней, и акробатика, и классическое сценическое действие, и песни, и музыка! Ее, кстати, написала одна из наших актрис, которая занята в спектакле в роли Алисы, - Евгения Глотова. Я была на этой постановке со своими детьми и могу сказать, что это очень красочная, веселая, увлекательная, добрая семейная история.

    Традиционно у нас в Екатерининском собрании состоятся новогодние Королевские балы. И это тоже не совсем привычная, классическая история: скорее, это интерактивный формат театрализованного бала, где гости - не зрители, а участники: они могут и потанцевать, и послушать музыку, и сделать прекрасные интерьерные фото на память. А если кто-то не знаком с основными па мазурки или вальса, не страшно: наши танцмейстеры всему научат. Кстати, именно эти мастер-классы особенно нравятся гостям. На балы мы приглашаем 24, 25, 30 декабря, а затем 2, 4 и 6 января.

    До конца декабря у нас пройдет множество ярких событий: театральные постановки, камерные музыкальные вечера, сольные концерты петербургских звезд... Например, ближе к Новому году - 28 декабря - замечательный петербургский певец, звезда мюзиклов Антон Авдеев и музыканты духовой и ударной групп Симфонического оркестра Санкт-Петербурга представят программу "Мелодии Бродвея".

    А прямо сегодня у нас концерт "Царица песня": в нем участвуют молодежный оркестр национальных инструментов "ТеремА" под управлением Андрея Долгова, замечательные вокалисты и музыканты Петербурга. В программе мы попытались объединить народную музыку и шедевры отечественной эстрады - и в этом ее уникальность. Стоит сказать, что при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга "Петербург-концерт" уделяет огромное внимание национальной музыкальной культуре народов России. В "Петербург-концерте" создан и работает "Центр национальной культуры". В рамках нового просветительского цикла "Национальная коллекция" мы приглашаем в Петербург лучшие фольклорные коллективы из разных регионов нашей страны. К примеру, совсем недавно у нас был аншлаг на единственном концерте национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле". Скажу, что на таком эталонном уровне, как мы, проектами, связанными с популяризацией народной музыки, сейчас в Петербурге занимаются мало, и я очень надеюсь, что в новом году нам удастся развить это направление до еженедельных аншлагов.

    Осенью в Петербурге состоялся концерт молодежного оркестра народных инструментов #ВСЕОНИ - на сцену вышли музыканты из разных регионов России. Какова дальнейшая судьба проекта?

    Екатерина Артюшкина: Если быть точными, 80 музыкантов из 25 регионов России - самых лучших, самых талантливых и очень молодых. Условие конкурса - до 27 лет, но самому младшему 14.

    Программа, которую составил для этого проекта его идейный вдохновитель, петербургский виртуозный музыкант, лауреат престижных всероссийских конкурсов, главный дирижер и худрук оркестра "ТеремА" Андрей Долгов, была просто уникальной. Он объединил в одном концерте классику и национальную музыкальную культуру: музыку Мориса Равеля, Петра Чайковского, Сергея Слонимского и сочинения представителей национальных композиторских школ России; скрипку, флейту, орган и башкирский курай, карельский кантеле и монгольский морин хуур.

    В проекте #ВСЕОНИ приняли участие 80 молодых музыкантов из 25 регионов России. Фото: архив "Петербург-концерта"

    Задачей проекта было показать, что национальная культура - это модно, современно и привлекательно для молодежи - и для тех, кто исполняет, и для тех, кто слушает. Эта музыка каждый раз открывается и звучит по-новому, и своим особым - колоритным, энергетически наполненным, нетипичным звучанием она и трогает сердца зрителей. На концерте #ВСЕОНИ зал аплодировал музыкантам стоя. Событие получило мощнейший синергетический эффект: очень скоро после того, как ребята разъехались по домам, мы получили предложения от коллег из разных регионов России с просьбой сделать у них что-то подобное. И, конечно, у нас тоже есть идеи по дальнейшему развитию #ВСЕОНИ.

    Кто ваш зритель? Он все-таки больше тяготеет к классическому искусству?

    Екатерина Артюшкина: К нам приходит совершенно разная публика - некоторые никогда не были на классическом концерте, в классическом зале. Но и мы, как видите, не ограничиваемся классикой. Сегодня мы используем такие форматы, которых никогда не существовало в рамках "Ленконцерта": цифровые выставки современного искусства, авторские фешен-шоу, иммерсивные спектакли и экскурсии, интерактивные театральные представления, танцевальные перформансы, музыкально-просветительские абонементы для детей, где на концертах они не только слушают музыкальные фрагменты из великих балетов и опер, но могут даже потрогать музыкальные инструменты руками и узнать, когда они появились и как устроены.

    Такой масштабной культурной картине нужна достойная рама. Большой зал Екатерининского собрания нуждается в обновлении...

    Екатерина Артюшкина: Да, уже принято соответствующее решение, и, я надеюсь, реконструкция не за горами. Вообще я считаю, что Петербургу, у которого спрос на культуру огромный, нужны новые творческие площадки, и чем их будет больше и разнообразнее, тем лучше.

    Чего вам не хватает в вашей работе, что называется, для полного счастья?

    Екатерина Артюшкина: Мечтаем о современно оснащенном концертном зале, который будет отвечать всем творческим и техническим потребностям. Хочется, чтобы он стал домом для всех: мы - за драйв, разнообразие и эксперимент и приглашаем к сотрудничеству самых разных артистов и разные музыкальные команды. Представлять и поддерживать молодых и талантливых - наша задача.

    "Петербург-концерт" накопил огромный опыт в создании инновационного продукта, и сегодня мы можем работать по принципу бизнес-инкубатора в культуре: поддерживать творческие стартапы и выступать площадкой для отшлифовки современных культурно-просветительских инициатив.

    А какой вид искусства предпочитаете вы сами? Есть ли у вас "любимчики"?

    Екатерина Артюшкина: Я окончила консерваторию, по первому образованию я дирижер, а второе получила экономическое. Очень люблю музыку: пою, играю, преподаю. Выбор - под настроение: что-то хорошо петь, что-то послушать в машине, а что-то наиграть дома, для друзей. Очень люблю современную музыку. И рок-музыку. И джаз. В общем, всю хорошую музыку я люблю.

    Ключевой вопрос

    Государственной структуре в сфере культуры работать сложнее или проще?

    Екатерина Артюшкина: Как и любое учреждение, мы должны держать высокую планку, соответствовать статусу и работать на результат. Постоянно расширять репертуар, быть интересными современному зрителю, выдавать безупречный классический продукт и воплощать неординарные концертные программы, работать с харизматичными артистами самых разных жанров.

    Например, в этом году отмечает 25-летие уникальный театр современного танца "Каннон Данс", созданный Вадимом и Натальей Каспаровыми. Это один из старейших коллективов современного танца в России, в этом году - чему мы искренне рады - он получил государственный статус и вошел в состав "Петербург-концерта". Впереди у нас, я верю, новые яркие интеграции.

    Поделиться