Россияне стали пересаживаться на подержанные машины из-за рубежа
Россияне стали ездить за автомобилями за границу. Так, за 11 месяцев 2022 года в нашу страну было импортировано почти 383 тыс. легковых машин, из них 161,7 тыс. единиц составили новые автомобили (-26%), а оставшиеся 221,3 тыс. штук - это "бэушки" (+82,6%), сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК".
При этом наибольшее количество машин с начала года было ввезено в ноябре - 63,6 тыс. экземпляров, включая 26,2 тысячи новых и 37,4 тысячи подержанных. Стоит отметить, что львиная доля автомобилей с пробегом (99%) сегодня ввозится физическими лицами, тогда как в сегменте новых машин их доля составляет 36% по состоянию на ноябрь.
Как отмечает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов, до апреля 2022 года доля физических лиц, привозящих новые автомобили, составляла всего 10%. Однако по мере выстраивания логистических цепочек и увеличения количества тех, кто занялся таким ввозом, этот показатель начал расти и в сентябре даже превысил 50%. "Физикам" привезти автомобиль из-за границы гораздо проще, чем юрлицам - меньше пошлин и оформляемых документов. На увеличение доли физических лиц повлиял выгодный курс валют и высокие цены на автомобили в целом.
Кроме того, в отличие от "юриков" у частников нет необходимости платить НДС, который повышает стоимость машины на 20%. В сегменте подержанных автомобилей такая прибавка к ценнику является наиболее критичной, чем и объясняется преобладание физических лиц в импорте "бэушек".
"Стоимость растаможки автомобилей с пробегом, ввезенных из зарубежных стран, зависит от разных факторов. Например, ставки таможенной пошлины зависят от даты производства автомобиля, его стоимости и объема двигателя. Для "свежих" машин - не старше трех лет - расчеты базируются на основании ценника авто и составляют от 48% до 54% от него, но при этом сумма будет не меньше, чем 2,5-20 евро за куб.см рабочего объема мотора. Для машин от трех до пяти лет таможенная пошлина будет рассчитываться по ставкам от 1,5 до 3,6 евро за куб.см объема мотора, старше пяти лет - от 3 до 5,7 евро соответственно", - рассказал руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников.
Помимо прочего в расходы входят акциз, чей размер зависит от мощности двигателя, а также утилизационный сбор, который для легковых автомобилей до трех лет составляет 3,4 тыс. рублей, для машин старше трех лет - 5,3 тыс. рублей.
Новые машины поставляются в подавляющем большинстве из Китая, на долю которого в ноябре нынешнего года пришлось 63% всех ввезенных иномарок. Доля других стран значительно меньше: у Казахстана - 18,3%, у Беларуси - 4,2%, у Кореи - 3,1%.
А вот автомобили с пробегом в основном импортируют из Японии. Но если раньше доля этой страны составляла около 96%, то в ноябре 2022-го эта цифра опустилась до 58%. Тем не менее, другие страны идут с большим отставанием: на втором месте находится Беларусь с показателем в 16,3%, а замыкает тройку лидеров Корея, чей результат составил 7,3%. В любом случае, большая часть ввозимых "бэушек" имеют правое расположение руля, причем в последнее время их популярность стала расти за пределами Дальнего Востока Сибири, чьи автопарки исторически находятся во власти "японок".
По словам директора по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимира Желобова, покупать праворульные машины стало значительно выгоднее из-за снизившегося курса доллара. К тому же они стоят в среднем на 10-35% дешевле, чем аналогичная модель с левым расположением руля того же возраста и в той же комплектации.
"Например, у праворульного японского трехлетнего Nissan March стоимость будет на 11% ниже, чем у полного леворульного аналога. Праворульный Suzuki Swift обойдется на 17% дешевле леворульного, а для Honda Jazz из Японии эта разница составит 19%. При этом рост интереса к праворульным машинам наблюдается не только в регионах Дальнего Востока, но и в других областях России. Такие автомобили хорошо знакомы россиянам, они выгодны в обслуживании и их просто продать", - говорит эксперт.
В свою очередь, директор "Авилон. Автомобили с пробегом" Николай Баскаков не рекомендует россиянам приобретать праворульные автомобили, потому что в нашей стране ездить на них опаснее, чем на машинах с левым рулем. Праворульные "японки" надежны, но запчасти на них хорошо представлены преимущественно на Дальнем Востоке, а вот, например, в Москве обслуживать их будет сложнее в связи с долгим сроком ожидания запчастей.
Согласно данным "Дрома", наибольшим спросом в России пользуются праворульные автомобили марок Toyota, Honda, Nissan, а также Lexus. Кроме того, из Страны восходящего солнца в малых количествах ввозятся и леворульные машины - как правило, это немецкие автомобили, которые на рынке самой Японии считаются премиальными, поэтому их количество там ограничено относительно стандартных праворульных машин.
"Импорт праворульных автомобилей в текущих рыночных условиях замещает не продажу подержанных машин, а, скорее, импорт новых или почти новых авто, как часть параллельного импорта. Однако, очевидно, что по целому ряду причин импорт подержанных машин из Японии не в состоянии в принципе заменить продажу новых автомобилей в России. Среди основных причин - ограниченность коридора перевозки и емкости ввозящих авто судов (они уже достигли конечной вместимости и сейчас вряд ли можно быстро нарастить ввоз морским путем из Японии), так и недостаток "почти новых" авто в самой Японии, где заводы снижали производство из-за пандемии коронавируса", - комментирует аналитик "Дрома" Игорь Олейников.
По мнению Николая Баскакова, импорт автомобилей с правым рулем должен сократиться, так как регион Дальнего Востока уже достаточно наполнен этими предложениями, а в других регионах они пользуются относительно низким спросом. Праворульные машины с пробегом вообще не способны и никогда не заменят новые иномарки, тем более что в Корее и Китае есть огромный выбор леворульных аналогов по приемлемым ценам.