25.12.2022 07:00
    Поделиться

    Президент ВСС Уфимцев: Каким будет штраф за отсутствие полиса ОСАГО и как хотят ловить нарушителей

    Как будет развиваться страхование в России? Отвечает президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев.
    Уже завершилась доработка системы ФИС ГИБДД, которая с помощью камер сможет определять водителей без полиса автогражданки.
    Уже завершилась доработка системы ФИС ГИБДД, которая с помощью камер сможет определять водителей без полиса автогражданки. / РИА Новости

    Где деньги?

    Евгений Владимирович, недавно депутаты обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить эффективность механизма ОСАГО. По словам парламентариев, компании не соблюдают условий, согласно которым не менее 80 процентов средств от продажи полисов должны идти на возмещение ущерба по страховым случаям. Куда все эти премии собираются?

    Евгений Уфимцев: Выполняют ли страховые компании те положенные в соответствии с законом нормативы? Конечно, выполняют. За этим следит и Банк России, и страховое сообщество в лице Российского союза автостраховщиков. Просто оценки производятся не на основании полной отчетности страховых компаний о всех выплатах и затратах, а берется только одна из строк. Есть сбор страховой премии. Это одна точка. Там все легко и просто понять, откуда поступили денежные средства. Но даже здесь коллеги забывают о том, что собранная страховая премия - это не все те деньги, которые остаются у страховщиков. Дело в том, что часть людей расторгают свои договора, страховые компании возвращают часть уплаченной страховой премии. И поэтому даже те денежные средства, которые показаны в отчетности как заключенные договора, это не все те деньги, которые остались у страховщика.

    Почему-то очень часто забывают про ушедшие страховые компании. Например, в прошлом году страховая компания АСКО собрала 10 млрд рублей страховой премии по ОСАГО. Да, она выплатила в том году 6 млрд, но выплаты-то не закончились. Договоры продолжали действовать в течение 2022 года, компания уже не собирала ни одного рубля, она ушла с рынка, как вы знаете, и все выплаты за эту компанию проводил РСА. И эти выплаты, которые мы проводим (5 млрд рублей уже в этом году провели), они в отчетность страховых компаний не попали. Это отдельные отчеты.

    Еще пример - так называемые дополнительные выплаты или судебные выплаты. Страховщик произвел выплату, страхователю недостаточно этих денег, он идет к финансовому омбудсмену или в суд, страховая компания производит доплату. Как правило, эти доплаты тоже не учитываются в отчетности.

    Таких дополнительных выплат, отчислений или каких-то других доначислений, которые производят страховщики, их достаточно много.

    Автогражданка в цене

    Будут ли еще меняться тарифы по ОСАГО после расширения тарифного коридора?

    Евгений Уфимцев: Российский союз автостраховщиков сейчас подготовил новый справочник запасных частей. Конечно, от каждого такого справочника, а мы их сейчас готовим раз в квартал, может изменяться стоимость страхового полиса. Она меняется не только от того, что расширил банк границы тарифного коридора или нет. Он может их расширить, как это было, например, год назад, на 10%, а тарифы практически не поменялись. Средняя стоимость полиса в первую очередь зависит от стоимости запчастей.

    Пока ситуация на рынке с запасными частями и подготовленные нами новые справочники показывают, что каких-то резких колебаний на рынке запасных частей нет. Нам хотелось бы, чтобы быстрее выстраивался процесс, связанный с новой логистикой, появлялось бы больше запасных частей, которые привозят по другим каналам. Нам хотелось бы, чтобы те заводы, которые делали запчасти в России для российских заводов, которые собирали тот же "Хёндай" или "Фольксваген", производили те же запчасти, только уже не для сборочных производств, а для магазинов. Но в этой части мы пока не видим улучшения.

    Так что в ближайшее время изменения средней стоимости полиса не ожидается. Но мы надеемся, что ситуация будет идти к улучшению.

    Без страховки дороже

    По последним данным, у нас количество проданных полисов снизилось. При этом есть экспертная оценка, что 10% водителей не страхуют свою ответственность. Есть предположение экспертов, что снизилась она с тем, что люди просто перестали страховаться. С этим как-то возможно бороться, что-то с этим можно сделать? Как это будет работать?

    Евгений Уфимцев: Надо не забывать о том, что все-таки полис ОСАГО - это не страховка своего автомобиля, это международная правильно действующая система защиты других участников от того, что источник повышенной опасности, то есть автомобиль, нанесет какой-то вред имуществу, жизни или здоровью. Это страхование ответственности.

    Исходя из этого постулата, я считаю, что одной из важных задач в том числе и для государства является то, что граждане должны иметь полис ОСАГО. И государство должно следить за тем, чтобы люди исполняли эту обязанность. Государство это делает. Но на протяжении уже 18 лет работы закона не менялся штраф по ОСАГО. Цена полиса увеличилась, стоимость машин увеличилась, стоимость бензина увеличилась, все увеличилось, а штраф остается неизменным - 800 рублей. Поэтому мы предлагаем увеличить его.

    Второе. Конечно, для того чтобы количество незастрахованных людей стало меньше, мы вместе с ГИБДД предпринимаем определенные меры. Сейчас к концу года у них завершилась модернизация и доработка их информационной системы - ФИС ГИБДД. Мы подготовили вместе с ними новую блок-схему для реализации возможности проверки с использованием камер наличия полиса ОСАГО. Наша информационная система стала более устойчиво работать, что позволило уменьшить количество ошибок. С первых месяцев 2023 года хотим реализовать запуск полномасштабной системы проверки наличия полисов ОСАГО с использованием камер.

    Ну а то, что стоимость полиса - это препятствие для его приобретения, мне кажется заблуждением. Стоимость машин выросла очень сильно, запасных частей не найти - сейчас страховые компании по тому же ОСАГО и каско сталкиваются с тем, что люди ищут у них защиты.

    Страхование в нынешних условиях - это тот механизм, от которого не надо отказываться. Заплатить за полис значительно дешевле, чем после ДТП самому ремонтировать автомобиль. У нас сейчас средняя выплата по ОСАГО под 80 тыс. рублей. Не у каждого автовладельца найдется в кармане такая сумма.

    Ключевой вопрос

    Почему дорожает ОСАГО

    После расширения тарифного коридора все страховщики увеличили стоимость полисов. Даже для самых аккуратных автовладельцев, не принесших ни одного убытка. Как это вписывается в индивидуализацию тарифа?

    Евгений Уфимцев: Вопрос абсолютно справедливый. Только все забыли первопричину. Проблема заключается в том, что летом, в июне, приняты были новые справочники, по которым на 27,7% выросла стоимость запчастей. Стали расти убытки.

    Поэтому для хороших водителей максимум, что могли сделать страховщики в этой ситуации, поднять стоимость полиса на 10-15%. Надо также учитывать, что ставка тарифа зависит не только от автовладельца, но и его автомобиля. Есть марки, по которым запасные части выросли в цене на 46-48%. Да, ОСАГО - это страхование ответственности. Но так как есть прямое возмещение убытков, когда вы обращаетесь в свою страховую компанию, то стоимость запчастей того или иного автомобиля влияет на тариф. Так что индивидуализация работает. Если бы ее не было, то практически для всех автовладельцев после изменения справочника рост стоимости полиса ОСАГО должен был быть такой же, как на запчасти. Но ситуация иная. Стоимость полиса для хороших автовладельцев поднялась почти в два раза меньше, чем стоимость запасных частей. Для убыточных автовладельцев - да, для них стоимость полиса выросла в полтора и даже два раза.

    Поделиться