Лимиты выплат по ОСАГО в следующем году планируется увеличить

В следующем году планируется повышение лимитов выплат по ОСАГО. При этом учет износа при выплате деньгами за ущерб автомобилю сохранится. Также планируется усилить ответственность водителей за отсутствие обязательной страховки и сделать ее неотвратимой. Об этом рассказал президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, а также эксперты страхового рынка.
Лимита в 400 тысяч на ремонт автомобиля по ОСАГО стало маловато. Поэтому его планируется пересмотреть. Но это вызовет небольшое подорожание полиса.
Лимита в 400 тысяч на ремонт автомобиля по ОСАГО стало маловато. Поэтому его планируется пересмотреть. Но это вызовет небольшое подорожание полиса. / Сергей Михеев

Напомним, что сейчас лимит на выплаты по жизни и здоровью в ОСАГО установлен в пределах 500 тысяч рублей. Даже в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика он ограничен двумя миллионами рублей. То есть жизнь и травмы пассажира автобуса в четыре раза дороже, чем жизнь и травмы пассажира обычного автомобиля.

За повреждение непосредственно автомобиля пострадавший может претендовать на выплату в размере не более 400 тысяч. На фоне роста стоимости запчастей где-то на 30, а где-то и на все 50 процентов в лучшем случае, такого размера выплат хватит только на покраску бампера. В то же время стоимость полисов ОСАГО в связи с увеличением стоимости запчастей выросла.

Как рассказал Евгений Уфимцев, увеличение лимита выплат по жизни и здоровью давно обсуждается. И в следующем году эта тема будет продолжена.

Возможно, это вызовет увеличение стоимости полисов. Но не на много. Тем более, что, согласно многочисленным исследованиям, граждане готовы к увеличению стоимости полисов, если выплаты будут увеличены.

Правовые аспекты ОСАГО эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Новые условия рынка и ситуация с запчастями показывает, что необходимо также пересмотреть и лимиты выплат по железу. То есть на ремонт автомобиля. До недавнего времени стоимость запчастей постоянно скакала, поэтому не было возможности произвести актуарные расчеты. Вот уже полгода, как цены на запчасти стабилизировались. Правда, на гораздо более высоком уровне, чем было в 2019 году. Но это уже позволяет такие расчеты произвести, и на их основании предложить Центробанку поднять лимит выплат на определенную сумму.

- Да, это тоже приведет к увеличению стоимости полисов. Но незначительно, - говорит Евгений Уфимцев. - К тому же РСА придерживается того, что стоимость для аккуратных водителей, которые не попадают в аварии, должна уменьшаться. Или, по крайней мере, не расти. А для аварийных водителей она должна увеличиваться.

Напомним, что ранее в РСА не раз говорили о необходимости отказа от учета износа деталей при выплате деньгами. Но сейчас риторика поменялась.

Каждый автовладелец, покупая ОСАГО, уже платит за незастрахованных автомобилистов. В среднем сумма переплаты - порядка 750 рублей за полис

Как рассказал генеральный директор компании "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов, еще два года назад он был за отмену учета износа. Но сейчас против. По его словам, это приведет к удорожанию стоимости полисов, а также к необоснованному обогащению некоторых автовладельцев.

По данным исследования, которое представил руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов, 90 процентов автовладельцев предпочитают получать возмещение ущерба деньгами, а не ремонтом.

При этом большинство из них при незначительных повреждениях предпочитают вовсе не ремонтировать автомобиль, особенно, если машина уже в возрасте. Либо ремонтировать его подержанными или аналоговыми запчастями. В итоге им удается не только продолжить эксплуатацию машины, но еще и сохранить часть денег от страховой выплаты на личные нужды.

Таким образом, отмена износа только увеличит убытки страховщиков, что вызовет подорожание полисов. Для тех, кто попадает в ДТП, это, возможно, выгодно, но за них придется расплачиваться тем водителям, которые в аварии не попадают.

Кстати, о плате "за того парня". По данным того же исследования, каждый автовладелец, который покупает полис ОСАГО, уже платит за незастрахованных автомобилистов. А также за тех, кто часто попадает в ДТП. В среднем по стране сумма переплаты составляет порядка 750 рублей за полис.

Ведь за причинение ущерба жизни и здоровью, совершенное незастрахованным водителем, страховщикам также приходится платить.

Изменить ситуацию могло бы увеличение штрафов с нынешних 800 до 3,5 тысяч рублей. А также строгий контроль за незастрахованными с помощью камер фотовидеофиксации нарушений, считает Евгений Уфимцев. Тем более, что базы данных готовы, электронное взаимодействие отработано.

Технологии

Оформить мелкую аварию без вызова ГИБДД стало еще проще. Новая функция появилась в приложении "Помощник ОСАГО", с помощью которого ДТП оформляются по Европротоколу. Теперь в этом приложении можно нарисовать схему аварии. Об этом сообщил президент РСА и Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев.

Приложение позволяет не просто оформить мелкую аварию. Оно создает электронное извещение о ДТП, которое сразу после оформления оказывается в информационной системе ОСАГО. Если авария оформлена таким способом с фотофиксацией, то при отсутствии разногласий между участниками в обстоятельствах происшествия пострадавший может рассчитывать на максимальную выплату по ОСАГО в пределах 400 тысяч рублей. Это выгодно отличает такой способ оформления. Ведь если заполнять бланк извещения о ДТП, то есть без фотофиксации, то максимальная выплата составит 100 тысяч рублей.

До сих пор при оформлении электронного извещения схему ДТП нужно было рисовать на бумаге, а потом фотографировать. Теперь можно создать схему ДТП прямо на экране смартфона при оформлении извещения.

Водитель может изобразить на схеме расположение автомобилей в момент ДТП и сразу после него поставить стрелки, показывающие направление движения этих автомобилей, а также указать дорожную разметку и дорожные знаки. Если машины на схеме надо расставить, то рисовать дорожную разметку, границу дорог, а также направление движения надо пальцем по экрану смартфона. Не очень ровно получается. Знаки, светофоры и даже препятствия можно выбрать и поставить на схеме из предлагаемой базы.

Возможность составить схему ДТП по-старому - нарисовать ее на листке бумаги и сфотографировать - не исключена из мобильного приложения. В результате каждый автовладелец может воспользоваться наиболее удобным для себя способом создания такой схемы.

Обновление опубликовано в интернет-магазинах мобильных приложений. В начале будущего года такой "конструктор схемы ДТП" появится в приложениях, работающих на базе приложения "Помощник ОСАГО", в том числе в мобильных приложениях страховых компаний, предоставляющих функционал "электронного Европротокола".

"Внедрение новой функции в приложение "Помощник ОСАГО" сделает его удобнее для автовладельцев, а значит, позволит дополнительно сэкономить время и нервы во время ДТП. В течение 2022 года оформлено более 6,5 тысячи электронных извещений о ДТП и выполнена фотофиксация более 70 тысяч аварий", - сказал Евгений Уфимцев.

Подготовил Владимир Баршев