Для того чтобы восполнить существующий пробел, в нашей стране реализуется целый ряд программ. Одна из них - федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". По этому проекту количество бюджетных мест по цифровым направлениям предполагалось увеличить с 80 тысяч в 2021 году до 120 тысяч в 2024-м. Однако новые экономические вызовы показали, что такого количества специалистов будет недостаточно. Поэтому уже в 2022-м бюджетные места факультетов, связанных с информационными технологиями, были увеличены до 160 тысяч. Скорее всего, в следующем 2023-2024 учебном году их станет еще больше.
Вчерашние школьники охотно идут в ИТ, понимая, что за цифровыми профессиями будущее. В этом году информатика вошла в тройку самых популярных предметов ЕГЭ. Количество школьников, решивших ее сдавать, увеличилось более чем на 30 тысяч по сравнению с 2021 годом - до 128 тысяч человек.
"Цифровая трансформация, активно происходящая в госсекторе, требует разработчиков отечественных платформ и специалистов по интеграции, - отмечает директор по инновациям компании "Меркатор Холдинг" Павел Теплов. - Импортозамещение требует собственных разработок электронных компонентов, включающих программное обеспечение и, соответственно, программистов в этой сфере. Киберугрозы сегодня выходят на новый уровень, чтобы им противостоять, нужны высококлассные специалисты по информационной безопасности. Бурный рост и развитие цифровых двойников, систем, применяющих машинное зрение, использование методов искусственного интеллекта требует дата-сайнтистов, методологов и аналитиков".
Сегодня быть айтишником и престижно, и выгодно. Информационные технологии не сосредоточены только в одной из областей экономики, поэтому ИТ-специалисты нужны буквально везде. Однако это вовсе не означает, что рынок труда готов биться за любого кандидата. Сегодня востребованы исключительно высококвалифицированные кадры, имеющие фундаментальную базу профильных знаний и навыков, постоянно повышающие свою квалификацию и готовые решать нестандартные задачи. Отечественные вузы вполне способны подготовить такие кадры. Об этом говорит хотя бы то, что наши специалисты востребованы как в России, так и по всему миру.
Вместе с тем вузы понимают, что в быстро меняющейся повестке дня нужны специалисты, которые могут решать не только сегодняшние задачи, стоящие перед экономикой, но и способные работать на опережение. Очевидно, что профессионалов нового формата нельзя готовить по-старому. Времена, когда студенты овладевали знаниями, исключительно сидя в аудиториях, уходят в прошлое. На смену приходят подходы, которые позволяют не только снабдить будущего специалиста теоретическими знаниями, но и дать возможность "поработать руками" над созданием реального проекта, у которого есть самый настоящий заказчик. Как правило, это отечественные высокотехнологичные компании, которые заинтересованы в квалифицированных кадрах, готовых приступить к решению реальных задач даже не после получения диплома, а еще на этапе обучения.
Для этого вузы активно сотрудничают с российским бизнесом и госкорпорациями, вместе корректируют обучающие программы, создают образовательную среду нового формата, где есть экспериментальные лаборатории и целые технопарки, в которых студенты могут сразу на практике применить полученные знания и даже создать реальный продукт от идеи до готового образца.
"Система подготовки не стоит на месте, - считает Павел Теплов. - Наши вузы традиционно дают хорошую базу для дальнейшей профессиональной подготовки, которая, как правило, происходит уже непосредственно в рамках работы. Специалисты проходят внутрикорпоративное обучение по мере своего профессионального роста. Сейчас система образования адаптируется к этому, увеличивая степень готовности выпускников. У студента теперь гораздо больше шансов столкнуться с практическими прикладными задачами в стенах вуза, а у работодателя - получить готового специалиста. Развивается сотрудничество с бизнесом, потребителем и кадров, и научных изысканий. Все более охотно вузы берутся за решение задач реального сектора экономики, создавая кооперационные цепочки с конструкторскими бюро промышленных предприятий и корпораций. Отличным примером является Московский политехнический университет, ведущий большую практическую работу в интересах автопрома".
По словам экспертов, такое сотрудничество с государством и бизнесом пока происходит точечно, однако совсем скоро перерастет в норму, которая будет действовать в подавляющем большинстве вузов нашей страны.
"Основной тренд в подготовке специалистов на сегодняшний день задают два заказчика - государство и крупные технологические корпорации, - отмечает доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. - Каждый из заказчиков задает свой тренд в подготовке кадров, что только обогащает образовательную среду, позволяя действовать многополярно и готовить многозадачных, актуальных специалистов".
Эксперты отмечают, что следующий шаг в трансформации подготовки как ИТ-специалистов, так и других кадров, - это внедрение интеллектуальной виртуальной образовательной среды.
"Это позволит объединить всех участников образовательного процесса: вузы, студентов, профессорский состав, а также представителей реального сектора, - говорит Александр Тимофеев. - Такая синергия позволит подготовить выпускников, обладающих по-настоящему востребованными знаниями и навыками и способных самостоятельно решать необходимые задачи".