26.12.2022 17:40
    Поделиться

    "В будущем "Сириус" станет одной из культурных столиц". Валерий Гергиев открыл Новогодний музыкальный фестиваль

    Прямая речь

    Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра

    Как вы оцениваете появление нового музыкального центра на юге России?

    Валерий Гергиев: Мы с огромной надеждой смотрим на сценарий ближайшего будущего здесь. "Сириус" - замечательная идея, которая помогает сфокусировать усилия и всей страны, и каждой отдельной отрасли, чтобы беречь наши культурные сокровища. Думаю, что в будущем "Сириус" станет одной из культурных столиц. Я несколько часов провел в строящемся музыкальном театре и концертном зале. Мне кажется, здесь будет большой интерес к выступлениям и знаменитых мастеров, и дебютантов - лауреатов конкурса Чайковского. Мы несем большую ответственность за результаты конкурса Чайковского и вместе с Сергеем Ролдугиным многие годы занимаемся продвижением молодых артистов.

    А чем интересен "Сириус" в качестве центра музыкальной жизни?

    Валерий Гергиев: Этот громадный регион - весь Краснодарский край и особенно Сочи, "Сириус" - это шанс для многих сотен тысяч россиян совмещать отдых и просветительские культурные программы для детей, которые приезжают сюда из Владивостока, с Чукотки, из Мурманска и многих городов страны. Море, возможность подышать морским воздухом всегда будут привлекать людей, а в дополнение к этому будет возможность увидеть и услышать что-то значительное в плане культуры, с опорой на нашу отечественную культуру. И здесь нет ни грамма фальшивого патриотизма. Мы - страна Чайковского. Мы - страна Рахманинова. Какая тут фальшь? Приведу еще в пример Мариинский театр: у нас три театра, а в них 10 залов - мы составляем программы для детей, для малоимущих, для любителей Стравинского, Рахманинова, современной музыки и музыки эпохи Барокко. Здесь в "Сириусе" будет происходить то же самое.

    "Сириус" позволит сотням тысяч людей, приезжающих в Сочи со всей страны, в дополнение к морю и солнцу насладиться шедеврами музыкальной культуры

    Какие планы Вы связываете с юбилеем Сергея Рахманинова в наступающем году?

    Валерий Гергиев: Ответ прост - прозвучит почти вся музыка, сочиненная Сергеем Васильевичем. Она будет звучать в Великом Новгороде, где мы недавно были (это все-таки родина композитора), она будет звучать на Тамбовщине в Ивановке, в имении Рахманинова, мы также думаем о Воткинске, родине Чайковского, о Клине. Ведь Петербург - это город, где состоялось подавляющее большинство значительных премьер произведений Чайковского, где проходил его богатый на события жизненный путь. Приведу интересный факт: именно в коридорах Мариинского театра Петр Ильич, уже ближе к концу жизни, впервые увидел маленького Игоря Стравинского (отец Игоря Стравинского, Федор Игнатьевич, был солистом Мариинского театра). Подобных удивительных фактов в истории Мариинского театра, связанных и с Рахманиновым, и с Чайковским, и с Мусоргским, Римским-Корсаковым, с Глинкой - множество. Мы сделаем свою часть работы, пройдем свою часть пути, а коллеги из других театров, возможно чуть-чуть меньше (улыбается), но тоже сделают очень многое.

    Зима в Сочи теперь не только солнечная, но и музыкальная. На федеральной территории "Сириус", в Парке науки и искусства открылся первый Новогодний музыкальный фестиваль, который продлится все зимние праздники. В фокусе финального культурного события года - музыка Сергея Рахманинова, 150-летие которого в наступающем году отметит весь мир, в России 2023 год официально объявлен годом Рахманинова.

    Открытие фестиваля состоялось в День федеральной территории "Сириус", где полным ходом идет строительство нового концертно-театрального комплекса со сценой-трансформером. "Скоро здесь будут выступать самые большие артисты со всего мира. Это будет место для вдохновения", - прокомментировал художественный руководитель фонда "Талант и успех" Ханс-Йоахим Фрай, добавив (на русском языке), что он, будучи немцем, очень рад работать сейчас в "Сириусе". Завершение строительства планируется в 2024 году, а пока концерты фестиваля проходят в концертных залах Парка науки и искусства "Сириус".

    Фото: Фонд "Талант и успех"

    Выступление Мариинского оркестра во главе с Валерием Гергиевым уже стало визитной карточкой фестивалей в "Сириусе": летом он здесь открывал Большой летний фестиваль, а на концерте-открытии Новогоднего фестиваля оркестр Мариинского театра под управлением маэстро представил программу русской музыки. Как рассказал перед концертом сам Валерий Гергиев:

    - Мы подготовили замечательную русскую программу: фрагменты из балета "Щелкунчик" Чайковского. Мы выбрали фрагменты из балета, которые показывают действие - сражение солдатиков, бой курантов, знаменитые номера, в том числе, "Вальс Цветов". Такой подбор номеров из музыки балета мы играли и в Японии, и в Америке, и в Европе, и в регионах России. Также - Вторую симфонию Рахманинова, популярную и горячо любимую слушателями. Скоро мы вступаем в Год Рахманинова в России, поэтому наше общее желание - отметить музыкой этот большой музыкальный праздник.

    Фото: Фонд "Талант и успех"

    Публика горячо приветствовала Мариинский оркестр и Валерия Гергиева, исполнивших на "бис" "Фею Драже" и легендарное "Па-де-де" из балета "Щелкунчик".

    Второй день фестиваля также представил шедевры русской музыки, однако хайлайтером программы остался Рахманинов: в первом отделении концерта в исполнении виолончелиста Сергея Ролдугина, скрипача Павла Милюкова и пианиста Мирослава Култышева прозвучали знаменитые камерные миниатюры композитора ("Элегия" и "Вокализ" для виолончели с фортепиано и "Романс" для скрипки с фортепиано), а также монументальный трагический фортепианный цикл "Вариации на тему Корелли", написанный композитором в 1931 году на тему барочной фолии. Исполнение "Вариаций" Култышевым хочется отметить отдельно. Это была умная и эмоциональная игра, с безупречным музыкантским вкусом, полная сдержанной силы темперамента, искренней интонации и глубоко личностного прочтения авторского текста. Бесценный пример лучших традиций Санкт-Петербургской фортепианной школы. Деликатность туше, богатство динамических оттенков, нюансная полупедаль, неординарное (местами неожиданное!) рубато, благородное и бережное форте, скульптурная пластика полифонических голосов в игре пианиста - раскрывали новые грани фортепианной экспрессии в музыке великого Рахманинова. В этот вечер "Вариации на тему Корелли" стали одной из больших исполнительских удач. Как, впрочем, и продолжение концерта: в двух трио ("Элегическое трио" Рахманинова и Трио №1 Шостаковича), прозвучавших во втором отделении, Култышев показал себя еще и блестящим ансамблистом, чутким и надежным партнером для свои коллег - опытного Ролдугина и харизматичного виртуоза Милюкова, сыгранность ансамбля которых в этот вечер оставила у публики глубокое впечатление. Камерная музыка - особый жанр, требующий, помимо исполнительского мастерства каждого участника, еще и общего чувства партнерства, единого музыкального "дыхания" и стройности звукового баланса в совместной игре. Именно на концертах камерной музыки случаются настоящие исполнительские откровения. Этот концерт был одним из них.

    Фото: Фонд "Талант и успех"

    К слову, в построенном в форме амфитеатра зале "Атом" в Парке науки и искусства, где проходил концерт, камерный ансамбль звучал превосходно.

    Фото: Фонд "Талант и успех"
    Справка "РГ"

    Афиша Новогоднего музыкального фестиваля "Сириус" представляет выступления симфонических оркестров (среди них - оркестр Мариинского театра, Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского, "Северная симфония" Санкт-Петербургского театра "Мюзик-Холл" во главе с Фабио Мастранджело), а также концерты Хора мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки и Московского джазового оркестра с Игорем Бутманом; фортепианные концерты Бориса Березовского, Ивана Бессонова и Дениса Мацуева, вечер романсов и оперетту Штрауса "Летучая мышь".

    Поделиться