28.12.2022 23:11
    Поделиться

    Европейские театры продолжают представлять русскую оперу

    Уходящий год для российской музыкальной культуры оказался трудным, обнулившим по известным причинам многие проекты и сюжеты, объявленные еще в предыдущем сезоне. Отменялись целые блоки афиш (особенно пострадал юбилейный 100-й сезон Московской филармонии, начинавшийся с эксклюзивных событий, одним из которых был рецитал Даниила Трифонова, исполнившего в зале Чайковского "Искусство фуги" Баха), программы перестраивались на ходу, происходил отток музыкантов, в том числе, из оркестров, из оперных трупп.
    Фото театр La Scala

    Но, хотя слово "отмена" стало ключевым в прошедшем году, значимых музыкальных событий было немало. Из тех, что имели мировой резонанс, - первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в Москве, трансляции которого смотрели более 10 миллионов зрителей в 74 странах мира. А также открытие сезона театра "Ла Скала" оперой Мусоргского "Борис Годунов" с Ильдаром Абдразаковым, собиравшей аншлаги на всех спектаклях.

    К слову, вопреки тезису отмены русской культуры европейские театры продолжили представлять русскую оперу. "Пиковую даму" поставили в Баден-Бадене, в Авиньоне, Марселе, Ницце, Тулоне, в конце января нового года состоится премьера "Евгения Онегина" в брюссельском театре Ла Монне, и т.д. В Москве, наоборот, состоялись российские премьеры опер западного репертуара - "Мертвый город" Корнгольда в постановке Василия Бархатова и "Стиффелио" Верди в постановке Екатерины Одеговой в Новой Опере, "Фальстаф" Сальери и "Линда ди Шамуни" Доницетти на Камерной сцене Большого театра. На Исторической сцене успели в конце февраля выпустить премьеру "Лоэнгрина" Вагнера в ко-продукции с Метрополитен-оперой, Мариинский театр готовится к премьере "Гугенотов" Мейербера, прозвучавших пока в концертном исполнении. Из заметных премьер российских театров - "Евгений Онегин" в постановке Владиславса Наставшевса в Перми, "Черевички" в постановке Бориса Павловича в Екатеринбурге, "Орфей и Эвридика" Глюка в Нижнем Новгороде. Международные гастроли театров в этом году отменились, но на Исторической сцене Большого театра впервые за последние восемь лет выступил Большой театр Беларуси.

    В концертной афише Московская филармония представила новые циклы современной музыки, премьеры в рамках абонементов "Другое пространство", "Дело молодых" и др. Традиционно крупными музыкальными событиями стали Дягилевский фестиваль под руководством Теодора Курентзиса в Перми (его же программы в зале "Зарядье" в Москве), "Безумные дни" - трехдневный концертный марафон в Свердловской филармонии.

    В Красноярске появился новый фестиваль профессиональных оркестров национальных народных инструментов, итогом которого стало создание партитуры для сводного состава в 240 этнических инструментов.

    Открылись два современных стильных пространства - Пакгаузы в Нижнем Новгороде, где прошел Международный фестиваль искусств "Стрелка" с премьерой мультимедийного проекта по мотивам "Гамлета", созданного по заказу фестиваля. В Москве - ДК "ГЭС-2", где состоялась серия фестивалей и проектов нового формата, соединяющих музыку и пространство, прошло 19 мировых премьер новых партитур.

    Среди событий уходящего музыкального года - кадровые смены в связи с отъездом музыкальных руководителей ведущих оркестров и отставка успешно работавшего гендиректора концертного зала "Зарядье" Ольги Жуковой. Один из главных проектов, заявленных ею еще весной, прозвучит в "Зарядье" в новом году - оммаж к 150-летию Рахманинова: Теодор Курентзис и musicAeterna исполнят "Всенощное бдение" Рахманинова и мировую премьеру сочинения Алексея Ретинского, написанного по заказу зала. Следующий год станет в России Годом Рахманинова.

    И назад, к классике.

    Для российского балета год был многообещающим: несмотря на трудности, он вышел из пандемии без таких существенных потерь, как у коллег в Европе и Америке. Поэтому зарубежные хореографы и артисты были готовы к сотрудничеству, наши крупнейшие фестивали сверстали программы с гостями из "высшей лиги", а театры готовили премьеры. Но обстоятельства жизни отменили мировые премьеры Ратманского, Уилдона, Шарон Эяль, разорвались связи с Фондами Баланчина, Роббинса и Крэнко. Это вершина айсберга - репертуар ведущих театров включает в себя десятки мировых шедевров и современных постановок, права на которые закончатся не позже чем к 2025 году.

    Правда, большинство западных партнеров уверяет, что готово возобновить сотрудничество, как только это станет возможным. Ведущие театры сумели мгновенно перестроить премьерные планы.

    Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов, Максим Севагин выпустили в этом году по несколько премьер. "Танцемания" и Ultima Thule Самодурова, "В темных образах" Севагина явно претендуют на то, чтобы задержаться в репертуаре надолго. Стремительно переформатировались и фестивали. Самым решительным оказался фестиваль Дианы Вишневой: он не только вышел с образовательными программами далеко за пределы Москвы и Петербурга в регионы, но заказал массу новых постановок хореографам, работающим в российском современном танце. Здесь наиболее заметным стал прорыв Анны Щеклеиной из Екатеринбурга, доказавшей, что победа на "Золотой маске" этого года не была случайной.

    "Пиковую даму" поставили в Баден-Бадене, в Авиньоне, Марселе, Ницце, Тулоне, в конце января состоится премьера "Евгения Онегина" в брюссельском театре Ла Монне

    Но даже при этом задействован далеко не весь потенциал: вне активной работы пока остается маститый Алексей Мирошниченко, внимание победителя прошлогодней "Золотой маски" Максима Петрова было сосредоточено на опере, не появилось новых постановок у менее именитых, но обладающих потенциалом постановщиков. Не использовали балетные худруки и возможность переноса на свои сцены спектаклей, зарекомендовавших себя в других театрах, - успешный опыт Марийского театра, уговорившего Бориса Эйфмана на перенос "Русского Гамлета", остается единичным.

    Судя по анонсам, наступающий год будет временем возврата к классике. Театры готовят целую обойму новых "Дон Кихотов и "Раймонд" - самых дорогих для постановки спектаклей, требующих сценической роскоши. Вероятно, потребность зрителей в празднике важнее всего.

    Поделиться