Но, хотя слово "отмена" стало ключевым в прошедшем году, значимых музыкальных событий было немало. Из тех, что имели мировой резонанс, - первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в Москве, трансляции которого смотрели более 10 миллионов зрителей в 74 странах мира. А также открытие сезона театра "Ла Скала" оперой Мусоргского "Борис Годунов" с Ильдаром Абдразаковым, собиравшей аншлаги на всех спектаклях.
К слову, вопреки тезису отмены русской культуры европейские театры продолжили представлять русскую оперу. "Пиковую даму" поставили в Баден-Бадене, в Авиньоне, Марселе, Ницце, Тулоне, в конце января нового года состоится премьера "Евгения Онегина" в брюссельском театре Ла Монне, и т.д. В Москве, наоборот, состоялись российские премьеры опер западного репертуара - "Мертвый город" Корнгольда в постановке Василия Бархатова и "Стиффелио" Верди в постановке Екатерины Одеговой в Новой Опере, "Фальстаф" Сальери и "Линда ди Шамуни" Доницетти на Камерной сцене Большого театра. На Исторической сцене успели в конце февраля выпустить премьеру "Лоэнгрина" Вагнера в ко-продукции с Метрополитен-оперой, Мариинский театр готовится к премьере "Гугенотов" Мейербера, прозвучавших пока в концертном исполнении. Из заметных премьер российских театров - "Евгений Онегин" в постановке Владиславса Наставшевса в Перми, "Черевички" в постановке Бориса Павловича в Екатеринбурге, "Орфей и Эвридика" Глюка в Нижнем Новгороде. Международные гастроли театров в этом году отменились, но на Исторической сцене Большого театра впервые за последние восемь лет выступил Большой театр Беларуси.
В концертной афише Московская филармония представила новые циклы современной музыки, премьеры в рамках абонементов "Другое пространство", "Дело молодых" и др. Традиционно крупными музыкальными событиями стали Дягилевский фестиваль под руководством Теодора Курентзиса в Перми (его же программы в зале "Зарядье" в Москве), "Безумные дни" - трехдневный концертный марафон в Свердловской филармонии.
В Красноярске появился новый фестиваль профессиональных оркестров национальных народных инструментов, итогом которого стало создание партитуры для сводного состава в 240 этнических инструментов.
Открылись два современных стильных пространства - Пакгаузы в Нижнем Новгороде, где прошел Международный фестиваль искусств "Стрелка" с премьерой мультимедийного проекта по мотивам "Гамлета", созданного по заказу фестиваля. В Москве - ДК "ГЭС-2", где состоялась серия фестивалей и проектов нового формата, соединяющих музыку и пространство, прошло 19 мировых премьер новых партитур.
Среди событий уходящего музыкального года - кадровые смены в связи с отъездом музыкальных руководителей ведущих оркестров и отставка успешно работавшего гендиректора концертного зала "Зарядье" Ольги Жуковой. Один из главных проектов, заявленных ею еще весной, прозвучит в "Зарядье" в новом году - оммаж к 150-летию Рахманинова: Теодор Курентзис и musicAeterna исполнят "Всенощное бдение" Рахманинова и мировую премьеру сочинения Алексея Ретинского, написанного по заказу зала. Следующий год станет в России Годом Рахманинова.
И назад, к классике.
Для российского балета год был многообещающим: несмотря на трудности, он вышел из пандемии без таких существенных потерь, как у коллег в Европе и Америке. Поэтому зарубежные хореографы и артисты были готовы к сотрудничеству, наши крупнейшие фестивали сверстали программы с гостями из "высшей лиги", а театры готовили премьеры. Но обстоятельства жизни отменили мировые премьеры Ратманского, Уилдона, Шарон Эяль, разорвались связи с Фондами Баланчина, Роббинса и Крэнко. Это вершина айсберга - репертуар ведущих театров включает в себя десятки мировых шедевров и современных постановок, права на которые закончатся не позже чем к 2025 году.
Правда, большинство западных партнеров уверяет, что готово возобновить сотрудничество, как только это станет возможным. Ведущие театры сумели мгновенно перестроить премьерные планы.
Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов, Максим Севагин выпустили в этом году по несколько премьер. "Танцемания" и Ultima Thule Самодурова, "В темных образах" Севагина явно претендуют на то, чтобы задержаться в репертуаре надолго. Стремительно переформатировались и фестивали. Самым решительным оказался фестиваль Дианы Вишневой: он не только вышел с образовательными программами далеко за пределы Москвы и Петербурга в регионы, но заказал массу новых постановок хореографам, работающим в российском современном танце. Здесь наиболее заметным стал прорыв Анны Щеклеиной из Екатеринбурга, доказавшей, что победа на "Золотой маске" этого года не была случайной.
Но даже при этом задействован далеко не весь потенциал: вне активной работы пока остается маститый Алексей Мирошниченко, внимание победителя прошлогодней "Золотой маски" Максима Петрова было сосредоточено на опере, не появилось новых постановок у менее именитых, но обладающих потенциалом постановщиков. Не использовали балетные худруки и возможность переноса на свои сцены спектаклей, зарекомендовавших себя в других театрах, - успешный опыт Марийского театра, уговорившего Бориса Эйфмана на перенос "Русского Гамлета", остается единичным.
Судя по анонсам, наступающий год будет временем возврата к классике. Театры готовят целую обойму новых "Дон Кихотов и "Раймонд" - самых дорогих для постановки спектаклей, требующих сценической роскоши. Вероятно, потребность зрителей в празднике важнее всего.