30.12.2022 09:00
    Поделиться

    Названы пять главных автомобильных событий 2022 года

    Уходящий год стал переломным для российского авторынка, ведь большинство производителей ушли из нашей страны, при этом благодаря параллельному импорту выбор у покупателей стал гораздо шире. В свою очередь, отечественные автозаводы продолжали работать и даже выпускать новые модели. Обо всем этом - в нашем обзоре.
    Последние вести

    Пожалуй, главной премьерой на российском авторынке в уходящем году стала обновленная Lada Vesta, которая была представлена аккурат до известных февральских событий - 22 февраля. Судя по всему, новинка стала последней моделью АвтоВАЗа, получившей фирменный Х-дизайн, который был разработан именитым Стивом Маттином. В рестайлинговой модели использовано порядка 600 новых деталей и компонентов.

    Производство обновленной "Весты" стартовало на заводе "Лада Ижевск", однако в продажу поступила только ограниченная партия из нескольких сотен машин, которые удалось собрать из имеющегося запаса комплектующих. Вернется на конвейер Lada Vesta NG уже в марте следующего года, причем выпускаться она теперь будет не в Ижевске, а на основной площадке АвтоВАЗа в Тольятти.

    По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, перенос производства флагманской Lada Vesta на завод в Тольятти логичен, так как он основан на стремлении автоконцерна обеспечить российский авторынок доступными отечественными автомобилями. Также перенос производства позволит АвтоВАЗу сократить производственные и логистические расходы.

    Между тем, российский автогигант начал разработку кроссовера на платформе Lada Vesta, чей старт производства намечен на конец 2025 года. Он должен усилить присутствие бренда Lada в перспективном сегменте SUV, где сегодня АвтоВАЗ представлен только изрядно устаревшими внедорожниками Niva Legend и Niva Travel. В то же время работы над новым поколением Lada Niva, в основу которого в свое время легла платформа CMF-B от Renault, на сегодняшний день приостановлены.

    "Кроссовер, думаю, будет процентов на 30 дороже седана Lada Vesta во втором поколении. Принципиальный вопрос, на который пока нет ответа, будет ли у этого кроссовера полноприводная версия. Если нет, то его рыночная ниша сильно сужается, и потенциальными конкурентами новинки станут доступные переднеприводные "китайцы". Скорее всего, и цена будет примерно соответствовать тому, что сейчас продается под марками Chery или Geely", - рассуждает обозреватель "Дрома" Сергей Цыганов.

    Комендантский час

    Еще одной громкой новинкой 2022 года стал люксовый кроссовер Aurus Komendant, однако в отличие от "Весты" позволить его может далеко не каждый. Стоимость новинки составит от 33,7 млн рублей, что делает новый внедорожник почти на 3 миллиона дешевле, чем представительский седан Senat (от 36,6 млн руб.). Серийное производство "Коменданта" стартовало на заводе компании Aurus в Елабуге в конце ноября, а в продажу новинка поступит в первом квартале 2023-го.

    Существенным преимуществом "Коменданта" станет наличие, особенно в сложившихся санкционных условиях. Новинка может заинтересовать аудиторию таких люксовых внедорожников, как Rolls-Royce Cullinan, Bentley Bentayga, Maybach GLS 600, Lamborghini Urus и Aston Martin DBX, которые сейчас не поставляются в Россию.

    "Ниши у моделей Aurus Senat и Komendant в принципе родственные и близкие. Их целевая аудитория - феноменально и безгранично богатые люди, которые будут покупать эти автомобили для того, чтобы показать саму возможность покупки. Но все-таки Komendant - машина чуть более практичная", - отмечает Сергей Цыганов.

    Ушли, но обещали вернуться
    Фото: Борис Захаров

    Начиная с марта большинство автопроизводителей не поставляют машины российским дилерам вследствие разрыва логистических цепочек или приостановки своей деятельности из-за внешних санкций. Причем некоторые официально объявили об уходе с российского рынка, сохранив при этом возможность вернуться при первой возможности.

    Первым, напомним, "хлопнул дверью" американский General Motors, который, впрочем, и так присутствовал в нашей стране номинально, продавая лишь несколько премиальных моделей Chevrolet и Cadillac. А вот уход Renault прогремел как гром среди ясного неба, ведь французская компания не только имела собственное предприятие в Москве с высоким уровнем локализации производства, но и являлась крупнейшим акционером АвтоВАЗа. В результате российские активы Renault были переданы государству за символическую плату с возможностью их возвращения иностранному инвестору в течение 6 лет. По этой же схеме позже покинул нашу страну и японский Nissan, у которого был завод в Санкт-Петербурге.

    А вот Mercedes-Benz, Mazda и Ford продали свои предприятия местным партнерам, которые намерены перезапустить их в следующем году. Закрыла свой российский завод и Toyota, однако покупателя на него пока не нашла. Крупнейший производитель иномарок - Hyundai - на сегодняшний день ограничился сокращением персонала своего предприятия в Санкт-Петербурге, при этом о его продаже речь пока не идет.

    Как говорит председатель Совета директоров "БН-Моторс" Алексей Подщеколдин, в результате санкций из 60 автомобильных брендов на российском рынке осталось только 14. Как следствие, после ухода многих зарубежных брендов рынок новых автомобилей в России сократится минимум на 1,1 млн сделок. По самым оптимистичным прогнозам, количество брендов в 2023 году может увеличиться за счет прихода иранского автопроизводителя (Iran Khodro), начала продаж автомобилей бренда "Москвич" и 2-3 китайских автопроизводителей. С учетом этого, количество представленных в России брендов вряд ли превысит 17-18.

    Свято место пусто не бывает

    Действительно, освободившиеся ниши начали постепенно занимать новые игроки. Так, в России впервые налажен серийный выпуск электромобилей - с конвейера липецкого завода "Моторинвест" в сентябре сошел первый электрический седан Evolute i-Pro, к которому позже присоединился кроссовер i-Joy, а в будущем году добавится кросс-купе i-Jet.

    "На мой взгляд, модели из Липецка "откусят" часть рынка новых электромобилей и часть - у подержанных. При условии, что будут работать программы субсидирования автокредитования и лизинга. Только в таком случае покупка мне кажется выгодной. На долю частников, думаю, придется треть продаж. А основные регионы распространения - конечно же, столицы, крупные мегаполисы Центральной России и черноморская курортная зона", - комментирует партнер агентства "Автостат" Игорь Моржаретто.

    А в ноябре на предприятии в Москве, где ранее выпускались популярные кроссоверы Renault Duster, Kaptur и Arkana, началось производство автомобилей под возрожденным брендом "Москвич". Первым на конвейер встал компактный кроссовер "Москвич 3". И скоро к нему добавится электрический вариант модели. По неофициальным данным, модельный ряд завода "Москвич" в дальнейшем пополнят кроссоверы. А на 2025 год намечен запуск производства нового электромобиля "Москвич", разработанного на собственный платформе.

    "В корпоративном секторе мы видим расширение модельного ряда в парках такси и каршеринга за счет Haval Jolion, Geely Coolray или Chery Tiggo 4, и "Москвич" просто станет еще одним в этом списке", - комментирует независимый эксперт по авторынку Денис Гаврилов.

    Как видно, партнерами российских автозаводов становятся производители из Поднебесной, которые продолжают осваивать наш рынок и собственными силами. Так, в октябре компания Chery вывела свой новый суббренд Omoda, а Great Wall недавно представил марку внедорожников Tank.

    Параллельные миры
    Фото: Пресс-служба Hyundai.

    Кроме того, оживлению спроса на российском авторынке отчасти способствуют новинки, которые ранее в нашей стране официально не были представлены, а теперь ввозятся по схеме параллельного импорта: от бюджетного хэтчбека Suzuki Baleno до электрокроссовера Ford Mustang Mach-E.

    По оценкам агентства "Автостат", благодаря параллельному импорту российским покупателям стало доступно более 500 моделей автомобилей 85 брендов. И хотя такие машины пока продаются в единичных экземплярах, они привлекают покупателей в автосалоны.

    "Нехватка новых автомобилей на рынке по-прежнему сохраняется, в перспективе ситуация не сильно улучшится. Именно этот фактор сдерживает продажи и влияет на динамику рынка. В текущих рыночных условиях склады дилеров пополняются благодаря хорошей доступности автомобилей китайских брендов и поставкам моделей по каналам параллельного импорта.

    Таким образом дилеры решили вопрос с остановкой поставок автомобилей брендов, ушедших из России, также анонсировали наличие новых моделей, которые ранее не были представлены в нашей стране. Если говорить о новинках, то мы, например, осуществляем импорт Volkswagen Bora, электромобилей Volkswagen ID.6, Audi Q5 E-Tron, FAW Bestune NAT, нового Jeep Grand Cherokee, FAW Bestune T99, FAW Besturn B70, Hyundai Bayon. Новинки очень заинтересовали потребителей", - рассказал заместитель генеральный директор по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков.