Станет ли безопаснее на дорогах после того, как вступят в силу поправки в Правила дорожного движения
Напомним, что впервые в правила вводится понятие "средства индивидуальной мобильности". Так называемые СИМ. К ним отнесли электросамокаты, сигвеи, гироскутеры и моноколеса. А также установили требования для их движения.
Также появились новые знаки. Например, "Движение автобусов запрещено" или знаки, запрещающие движение тех же СИМ. Появился новый светофор, который предупреждает водителя о том, что при повороте дорогу могут переходить люди. Такие светофоры уже давно были в Москве, но в правилах их прописали только сейчас.
Снова меняется требование к проезду круговых перекрестков. Дорога по кругу по-прежнему будет главной, если нет знаков приоритета.
Добавились новые условия, при которых водитель должен уступить дорогу пешеходам, выходящим или садящимся в трамвай, если остановка находится на проезжей части. Теперь водитель должен будет остановиться, как только на общественном транспорте загорится специальное табло. А тронуться сможет только когда это табло погаснет.
Но основная часть нововведений касается именно СИМ. Впрочем, как считает главный эксперт по такой технике доцент кафедры "Автомобили" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета МАДИ Виталий Гаевский, ничего нового эти поправки в правила для СИМ не добавят.
- В правилах всего лишь определили, что такое СИМ, - поясняет Виталий Гаевский. - При этом отнесли к ним и мотоциклы одноместные, и мопеды. В формулировку не включили ни ограничения по массе, ни ограничения по скорости. И получилось, что одноместный мотоцикл или мопед также должны передвигаться не быстрее 25 км/ч. Иначе их водителей можно оштрафовать.
Как считает президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев, изменения в правилах скажутся на всех участниках дорожного движения. Но в основном коснутся электросамокатчиков.
- Глобальные поправки в правила внесены именно в вопросе, что отнести к СИМ и какие правила они должны соблюдать, - пояснил он. - Пока сложно сказать, как это скажется. Например, один из представителей кикшеринга, то есть краткосрочной аренды, представил график наполнения парка такими средствами передвижения, которые увеличивают его в разы. Однако, как правило, такие организации строго соблюдают все требования, установленные законом. Проблема будет возникать в секторе незаконопослушных водителей личных СИМ.
Адвокат Сергей Радько также считает, что на безопасность новые правила никак не повлияют. По его словам, ответственность для тех, кто передвигается на СИМ, никак не прописана. Что же касается превышения ими скорости, то кто будет за ними бегать по тротуарам? Вряд ли инспектору дорожно-патрульной службы придет в голову взять с собой безмен, чтобы взвесить СИМ, на котором едет тот или иной его владелец. Напомним, что СИМ тяжелее 35 кг запрещено будет ездить по тротуарам и в пешеходных зонах. Но кто и как это будет контролировать - неизвестно.
- У нас правила и для велосипедов прописаны, - поясняет адвокат. - Но кто борется с нарушителями на двухколесном транспорте? Номеров на них нет.
Что же касается новых правил остановки у трамваев, то Сергей Радько напомнил, что за 100 км от Москвы подвижной состав не такой продвинутый. А значит, потребуется его модернизировать. Но найдутся ли у регионов деньги на это? Хорошо, что трамваи не оборудованы камерами фиксации нарушений. Потому что новое правило вряд ли будут соблюдать водители, которые проходили обучение 10 лет назад.
Что же касается уточнения правил проезда круговых перекрестков, то, по мнению Сергея Радько, это вызовет очередную путаницу и непонимание того, как их все-таки следует проезжать.
Также считает и автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, предыдущая формулировка была понятнее и проще. Он также напомнил, что за 12 лет это четвертое изменение правил проезда по кругу. А если учесть, что далеко не все водители изучают правила после внесения в них изменений, то безопасности на дорогах это точно не прибавляет.
По поводу внесения формулировки СИМ в правила, Игорь Моржаретто отметил: хорошо, что это сделано. Можно сколь угодно долго спорить о самой формулировке, о градациях того или иного механизма на дорогах, но начало уже положено. А далее надо смотреть, как это все будет работать.
В свою очередь юрист Лев Воропаев полагает, что в части проезда круга вообще ничего не изменилось. Регионы как ставили на них знаки приоритета, так и будут ставить. Все зависит от возможностей регионов.
В части же введения понятия СИМ также, по его мнению, мало что поменялось. Они как не являются механическими транспортными средствами, так и не станут таковыми. Поэтому ответственность у тех, кто ими управляет, сохранится прежняя. Как у пешеходов. То есть, если такой пешеход, будучи пьяным, совершит наезд на другого пешехода, максимум, что ему грозит - штраф 1,5 тысячи рублей.
Однако наиболее важной новацией Лев Воропаев считает появившуюся возможность предъявлять документы в электронном виде. Впрочем, это касается только тех документов, которые у нас и выдаются в электронном виде. Пока это лишь полис ОСАГО и паспорт транспортного средства.
Свидетельство о регистрации, а также права выдаются на бумажном носителе. И только в качестве эксперимента их можно предъявлять в электронном виде, если у водителя есть такая возможность. Но возить эти бумажные документы с собой он должен.
Как отметила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, такого большого пакета изменений в правила не было последние 10 лет. Меняется очень многое и по отношению к СИМ, и к знакам дорожного движения. Изменилась нумерация знаков. И эти изменения придется осваивать как педагогам автошкол, так и обучающимся. Но сложнее всего придется тем водителям, которые уже давно за рулем.
- По ходу мы говорим о новых правилах, - считает Татьяна Шутылева. - А для этого придется поменять учебный процесс, а также - экзаменационный. Просто представьте себе, что все обучающие материалы, плакаты со знаками и прочее в один момент устарели и их надо заменить. Но мы только что пережили новые программы подготовки водителей, переживем и новые Правила дорожного движения.
Кстати, об экзаменах. Как сообщили "РГ" источники в Госавтоинспекции, билеты теоретического экзамена после 1 марта поменяются незначительно. В них будут только технические правки.
Начались отказы в ремонте по ОСАГО
Направление автомобилей на ремонт снизилось с начала года практически до нуля, при этом выплаты за мелкий ремонт также упали - с 75% до 60%. И все это связано с подорожанием запчастей и их отсутствием на рынке. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Данные по выплатам "живыми" деньгами упали на 15%. Впрочем, это не говорит о том, что упала востребованность в страховании автогражданки. Дело в том, что с начала года начали падать возможности автосервисов по ремонту автомобилей. Потому большинство водителей предпочитало получение возмещения в деньгах. При выплате деньгами учитывается износ автомобиля. То есть разница между затратами страховщиков, когда они направляли машины в ремонт, и нынешними расходами как раз примерно те самые в среднем проценты, поясняет Уфимцев. По этой причине и выплата сократилась. Средний ремонт даже по автокаско - 35 дней. Но даже он не укладывается в сроки, установленные законом. За это время увеличилась стоимость жизни, а также здоровья граждан. И это тоже требуется пересмотреть. Но стоит иметь в виду, что это повлечет увеличения стоимости полиса.
- По нашим оценкам, увеличение стоимости полиса на 1 тыс. рублей увеличит лимит выплат в 4 раза. То есть с нынешних 500 тыс. до 2 млн рублей, говорит Евгений Уфимцев. Однако готовы ли люди платить дополнительную тысячу за полис ОСАГО - большой вопрос.
Что меняют поправки в Правила дорожного движения?
- Вводится понятие средств индивидуальной мобильности - СИМ
- Вводятся правила их эксплуатации:
А именно: дети до 14 лет могут передвигаться на них по тротуарам, пешеходным и велодорожкам.
Старше 14 лет - только по велодорожкам. Но при условии, что этот транспорт весом не превышает 35 кг, а его скорость ограничена 25 км/ч.
Если велодорожек нет, можно двигаться и по тротуарам. Но при этом на тротуарах, а также в пешеходных зонах приоритет имеют пешеходы. То есть скорость передвижения на СИМ должна им соответствовать.
Если нет ни велодорожек, ни тротуаров, то можно двигаться по обочинам.
По краю проезжей части можно двигаться на устройствах с обычными тормозами, а также при наличии заднего красного фонаря и передней фары.
Вес устройства при этом не ограничен. Но ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов. Никаких МКАД и прочих скоростных дорог.
Новые знаки:
- движение автобусов запрещено;
- запрещено движение СИМ;
- зарядка для электромобилей;
- совмещенные знаки. Например,
совмещают парковку и предупреждение, что она платная. Либо парковку и предупреждение, что она для инвалидов.
Новое требование:
- Останавливаться, когда на общественном транспорте загорелось табло "Внимание, пассажир". Трогаться с места можно только после того, как оно погасло.
- Новые светофоры. Светофор, предупреждающий водителей о том, что при проезде на зеленый свет, но с одновременным поворотом он может встретиться с пешеходом, которому должен уступить дорогу.
- Запрет на выезд и стоянку на направляющих островках. До сих пор такого термина и вовсе в правилах не было. Теперь он появился, и заезжать на них запрещено.
- Можно предъявлять документы в электронном виде, то есть на смартфоне или планшете, если они были оформлены в электронном виде. Такими документами могут быть паспорт транспортного средства или полис ОСАГО.
Водительские права, а также СТС пока в электронном виде не оформляются. Но в качестве эксперимента их разрешается предъявлять именно в таком виде с помощью приложения "Госуслуги Авто".