Выставка в Коломенском: как отличить московского Деда Мороза от питерского

В музее-заповеднике "Коломенское" работает чудесная ностальгическая выставка "Елки нашего детства". Билеты на поезд воспоминаний в страну, "где деревья были большими", можно купить до 15 января: экспозицию закроют после старого Нового года.

На эту выставку, как и на кинопремьеру наступившего года, фильм "Чебурашка", нужно идти непременно. И обязательно - всей семьей, чтобы показать детям и внукам игрушки из своего детства. Среди сотен экспонатов вы непременно увидите что-то родное и любимое. И приступ ностальгии обязательно унесет вас в ту пору, где родителям едва за 30, дома пахнет свежей хвоей и мандаринами, на окнах - узоры, нарисованные зубной пастой, а на столе - только-только распечатанный подарок после "кремлевской" или "профсоюзной" елки.

Звезды из желатина

Экспозиция разбита на несколько временных блоков. Первая елка выставки - дореволюционная. Обязательно попросите гида показать вам звезду из желатиновой бумаги. Использование этого материала имеет четкие временные рамки - шоколадная фабрика М. Конради, монопольно выпускавшая желатиновую бумагу, прекратила свою деятельность в 1917 году. Дореволюционная книга "Как устроить дешевую елку" содержала множество советов, как из подобных разноцветных прозрачных пластин сделать для украшения елки "маленькие фунтики, лодочки, фонарики, кошельки". Особенно эффектно смотрелись желатиновые фонари - их использовали в качестве подсвечников. Кстати, для дореволюционных елок, где вместо электрогирлянд использовали свечи, легендарное новогоднее заклинание "елочка, гори" было вполне актуальным - в прогрессивных и состоятельных домах свечи вспыхивали одновременно. Их соединяли бикфордовым шнуром. Это требовало определенной сноровки: из-за ошибки был велик риск пожара.

Комсомольские Святки

Авторы выставки провели настоящее исследование, доказывающее, что, вопреки убеждению, после революции, в стране не было как такового официального запрета традиции отмечать Новый год и Рождество. "Пока не удалось найти ни одного официального документа об отмене елок, - отмечает куратор выставки, историк, сотрудник МГОМЗ "Коломенское" Наталья Полонникова. - Встречающиеся в литературе воспоминания о том, что прятались и наряжали елку тайно, действительно встречаются. Но это, как всегда и во всем, были отдельные перегибы на местах".

Газетные публикации того времени отмечали, что молодежь и рабочие в целом безрелигиозны, а церкви для них - место времяпрепровождения, что туда ходят "как в клуб или кинематограф". И главная задача - выманить молодежь из храмов, организовав для нее так называемые "комсомольские Святки". По большому счету это походило на карнавал или демонстрацию, только сопровождалось антирелигиозными плакатами.

На выставке можно посмотреть два короткометражных документальных фильма - "Подготовка к Рождеству" (1927 год) и "Жизнь как она есть" (1929 год). На кадрах кинохроники - праздничная Москва с соответствующими украшениями на Охотном Ряду и елочным базаром на Арбатской площади. Историки подметили интересную деталь: елочные игрушки на арбатском базаре лежат россыпью в больших корзинах, их пакуют в кульки, как конфеты. А в 1937 году на Манежной площади уже возводили многоярусный отапливаемый павильон, на крыше которого устанавливали огромную ель. В Колонном зале Дома Союзов для детей организовывали главную елку страны, с 1940 года в Центральном Доме актера начинают проводить новогодние вечера для взрослых, приглашая туда известных актеров - это был прообраз последующих "Голубых огоньков".

Елки у Ильича

Те, кому довелось носить октябрятские звездочки или пионерские галстуки, непременно читали детские рассказы Александра Кононова "Елка в Сокольниках" или Павло Макрушенко "Елка в Горках" - в них Ленин представлен добродушным и гостеприимным организатором детского праздника. Елки в семье вождя действительно любили. И приглашали на них окрестную детвору. "Не мог столь значимый праздник, как Новый год, не быть связан с культовой личностью Ильича, - поясняет Наталья Полонникова. - В общественном сознании закрепилось легендарное понятие "ленинские елки", у которого, безусловно, есть историческая основа".

Первые елки Ленин проводил в Сокольниках в лесной школе. Там после операции, в тишине и на свежем воздухе, жила Надежда Крупская. И Ленин на пару со своей сестрой Марией Ильиничной регулярно навещал супругу. В мемуарах сестры вождя есть описание московской зимы 1918-1919 годов: неубираемые с улиц огромные сугробы, ухабы, заколоченные магазины, застой в промышленности, разруха, воровство, грабежи, бандитизм. А Сокольники, как мы помним по фильму "Место встречи изменить нельзя", и после войны были местами глухими и небезопасными. По дороге в лесную школу машина, в которой ехали Ленин с сестрой, подверглась бандитскому нападению. В качестве новогоднего подарка вождь революции вез больной жене… бидон молока. О том, кто в машине, грабители не знали. Все произошло быстро. Грабители под предводительством так называемого самопровозглашенного "ночного хозяина города" рецидивиста Якова Кошелькова угнали "Роллс-Ройс" вождя, попутно прихватив документы и наличность пассажиров, а также личное оружие Ленина - пистолет браунинг. Сам Владимир Ильич, его сестра, охранник Иван Чабанов и водитель Степан Гиль остались в зимней темноте Сокольников.

"Мы остались на дороге, не сразу придя в себя от неожиданности и от быстроты, с которой вся эта история произошла. А потом громко расхохотались, увидев, что товарищ Чабанов стоит с бидоном молока, который мы везли Надежде Константиновне. Несмотря на трагичность положения, он не забыл вынуть этот бидон из машины и теперь держал его в руке, как большую драгоценность", - вспоминала Мария Ильинична.

Последующие годы Ленин с супругой встречали новогодние праздники в подмосковных Горках. И там тоже устраивали елки для местных детей. В программе кроме хороводов и угощений значилось диковинное по тем временам развлечение - киносеанс. Правда, кинолента была далека от рождественской тематики - смотрели "Производство тракторов на заводах Форда". Других фильмов, видимо, в архиве Ильича не было.

И кинопроектор, и игрушки с ленинской елки можно увидеть на выставке в Коломенском. Всего сохранилось девять подлинных игрушек, принадлежавших семье вождя: пингвины, куколка, младенец в одеяле, зайчик, лягушка, паук, грибочек. Хранятся они в том же чемоданчике, что и при жизни Ленина. Чемоданчик также есть на экспозиции.

Игрушки-герои

Вздох умиления вызывает стенд с игрушками эпохи 1930-х. Они кардинально отличаются от привычных шариков, фонариков и сосулек. Вместе с подвигами людей новой страны появляются елочные украшения, призванные запечатлеть образ героя и событий того времени. Темы этого десятилетия: освоение Арктики, корабли, ледоколы, метро, железнодорожный транспорт, авиация и военная техника. Так сформировался тип игрушки, пропагандирующей идеалы молодой республики. На хвойных лапах появились пограничники из папье-маше, красноармейцы, милиционеры, летчики, полярники, парашютисты, моряки, пионеры, ледоколы, аэростаты, автомобили, дирижабли.

Производители игрушек откликались на все значимые политические и исторические события: от подвига советских летчиц под командованием Марины Расковой до запуска метро. В честь последнего выпустили игрушку, повторяющую по форме наземный вестибюль станции "Парк Победы". Она есть на выставке.

Военная елка

Отдельный стенд экспозиции посвящен тому, как встречали Новый год на фронте. Война войной, а людям хотелось праздника. Елки наряжали и в госпиталях, и в бомбоубежищах, и в городских квартирах. И даже в окопах. Как это было в 1941 году во время контрнаступления советских войск под Москвой, можно увидеть на выставке, посмотрев фильм "На защиту родной Москвы". Также на стендах - трогательные открытки, которые дети писали своим отцам на фронт.

Здесь можно узнать, откуда зародилась традиция хрустальной сервировки праздничного стола. Началось все с кремлевских банкетов, стартовавших в 1960-х: на столах "первых лиц страны" появились бокалы, вазы для цветов и фруктов, лодочки-салатницы. Пример такой сервировки также есть на выставке. Очень скоро бокалами из тонкого стекла зазвенели и в московских квартирах, а далее - по всей стране. С 1954 года главные детские елки страны стали проходить в Кремле.

Дед Мороз, да не тот

С новогодними традициями следующих двух десятилетий можно ознакомиться за импровизированным торговым прилавком, имитирующим популярные в те годы новогодние базары. Две полки здесь отведены под Дедов Морозов разных мастей и возрастов. Оказывается, в СССР было два направления: противопоставление "питерских" и "московских" началось не в большой политике начале 2000-х, а намного раньше. Дедушки, выпускаемые в двух столицах, имеют принципиальные различия. Московский, как правило, в ушанке и с мешком, а ленинградский - в "боярской" меховой шапке и с посохом.

Здесь же можно узнать, как набрали популярность тематические наборы украшений: это могла быть, например, фруктовая серия или компания сказочных героев. А также увидеть, как новогодняя фантазия разбивалась о метраж "хрущевок" - один коллекционер предоставил шикарный немецкий набор, игрушек из которого с лихвой хватало, чтобы нарядить двухметровую красавицу. Увы, упаковка не помещалась в шкаф стандартных размеров. Ее пришлось разрезать на две части. Так игрушки и хранились: в разрезанной коробке на разных полках.

Почти каждый посетитель находит на выставке "свой" экспонат - игрушку или предмет интерьера из детства. Правда, родившиеся в 1990-х и позднее считают, что приметы времени, характерные для их детства, были и в начале 2000-х, и что пришло время уже и для такого стенда. В музее обещали подумать.