10.01.2023 15:44
Поделиться

Сдержать китайские смартфоны сможет скорое возвращение Samsung в Россию

В 2022 году россияне приобрели около 24 млн смартфонов, более 65% из них пришлось на устройства китайских производителей. Эксперты отмечают, что этот показатель можно считать максимальным и в дальнейшем доля китайских брендов будет только снижаться. Одним из факторов снижения может стать возвращение на российский рынок продукции Samsung.
Китайские производители смартфонов быстрее всех сориентировались на изменившемся рынке.
Китайские производители смартфонов быстрее всех сориентировались на изменившемся рынке. / Сергей Бобылев/ТАСС

Более 65% из приобретенных в 2022 году пришлось на устройства китайских производителей. При этом совокупная доля брендов Samsung и Apple снизилась за год с 45% до порядка 30%. Средний чек за 12 месяцев составил около 22,5 тыс. рублей, что на 5% ниже уровня прошлого года. Таковы данные отчета группы М.Видео-Эльдорадо.

Производители из Китая смогли существенно усилить свои позиции в условиях ограниченного присутствия ряда популярных брендов, непростой ситуации с логистикой и переориентированием спроса после инвестиционной покупательской активности в первом квартале в сторону устройств стартового и среднего уровня до 30 тыс. руб. В пользу китайских брендов кроме соотношения цены и качества при широких технических возможностях, вариативности в ассортименте для разных потребностей и дизайне, также говорит наличие ОС Android с различными магазинами приложений и возможность установки приложений санкционных банков и компаний.

Мы видим, что Samsung предпринимает некоторые действия для того, чтобы вернуться в страну

В рейтинге наиболее популярных у россиян брендов в штуках лидером стал Xiaomi, занимавший годом ранее вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы. На четвертом месте оказалась компания Apple. На пятой строчке впервые оказался бренд TECNO. В общей сложности на бренды холдинга Transsion (TECNO, Infinix и Itel) пришелся минимум каждый десятый проданный в России девайс, что более чем втрое превышает показатели 2021 года.

С усилиями производителей за пределами группы из Xiaomi, Realme и Transsion будет связана перспектива дальнейшего роста доли китайских брендов в России, отмечает главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.

"Продажи смартфонов Oppo, Vivo и TCL сдерживает политика максимального ценообразования, не релевантная для рынка РФ - хорошие продажи китайских смартфонов по завышенным ценам в своё время смог воплотить только Huawei, и даже ему для этого понадобилось пройти долгий путь формирования имиджа. А вот продажи смартфонов Honor и ZTE сдерживают уже не цены, а скромное количество поставок и слабая представленность в российской рознице", - полагает он.

С учетом дальнейшего роста цен на смартфоны, не работающей оплаты по NFC и дефицита из-за санкций приложений в iOS доля смартфонов Apple в России продолжит снижаться. При этом в денежном выражении Apple сохраняет лидерство по сей день. Все виной высокая цена на "яблочные" новинки, поставляемые в Россию по процедуре параллельного импорта.

"За исключением конструктивно устаревшего и малопопулярного iPhone SE, все остальные смартфоны Apple - флагманские и дорогостоящие. Например, самый дешевый смартфон из актуальной линейки, iPhone 14 с 128 ГБ памяти, в параллельном импорте стоит примерно 70 тысяч рублей. А для смартфонов Realme 70 тысяч рублей - это цена самого дорогого смартфона в линейке, GT2 Pro", - говорит Харитонов.

Технические характеристики становятся важным фактором при выборе китайских гаджетов. Так, у 95% проданных устройств есть биометрические датчики (88% годом ранее), 73% смартфонов имеют аккумулятор более 5000 мА*ч (60% в прошлом году), 70%, на уровне 2021 года, осталась доля девайсов с NFC, каждый пятый обладает поддержкой 5G сетей (10% годом ранее), средняя диагональ экрана выросла c 5,8 почти до 6,2 дюймов, смартфоны с тройным сенсором основной камеры и квадрокамерой заняли порядка 60%.

При этом падение доли продаж Samsung не столь значительно, эксперты связывают его в основном связано с ограниченной доступностью смартфонов в условиях параллельного импорта, а также с отсутствием рекламной активности компании в условиях, когда китайские бренды эту активность наращивают.

"Стагнация в характеристиках флагманских смартфонах Samsung продолжается уже два года, но основу продаж составляют доступные модели Galaxy A23/A33/A53, которые по актуальным ценам в российской рознице по-прежнему конкурентоспособны", - добавляет Харитонов.

Samsung может отыграть существенную долю рынка в случае возвращения в Россию, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Речь может идти о доле в 10%, за которую корейский гигант будет биться с китайским конкурентами.

"Samsung скорее всего во второй половине года заметно вырастет, потому что в данный момент мы видим, что они готовы к возвращению. Samsung уже предпринимает некоторые действия для того, чтобы вернуться в страну", - отмечает эксперт.

Пока же рейтинг пяти наиболее популярных смартфонов отражает доминирующие положение Xiaomi (в числе бестселлеров Redmi 9A, Redmi Note 10S и Xiaomi Redmi 9C), при этом третий год подряд в топ входит iPhone 11 (128 Гб), впервые в топ-5 оказался смартфон от бренда Tecno. Это свидетельствует и о том, что россияне начинают от покупок "дешевых смартфонов любого производителя".

"Если совсем недавно, в 2019 г. средняя цена проданного в РФ смартфона составляла 16 тысяч рублей, то сегодня эта цифра составляет уже 22 тысячи рублей", - говорит Харитонов.