По словам главы кабмина Михаила Мишустина, в сфере автопрома предстоит решить масштабные задачи: на фоне ухода из России некоторых зарубежных компаний важно "не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой - от самых простых деталей до сложных элементов".
Движение вверх
Базовый сценарий стратегии предполагает удвоить выпуск автомобилей в стране в ближайшие два-три года. Но основные усилия при реализации стратегии будут направлены на НИОКР, разработку и организацию производства необходимых компонентов и узлов.
Так, в развитие автокомпонентных производств и НИОКР может быть вложено до 2,7 триллиона рублей. На поддержку внутреннего спроса и экспорта планируется потратить по 500-600 миллиардов рублей.
Обеспечение технологического суверенитета и локализации автомобилей не менее чем на 80 процентов является одной из главных целей нового плана развития автопрома. Так, документ подразумевает организацию выпуска дизельных двигателей, автоматических коробок передач, антиблокировочных систем тормозов (АБС) и подушек безопасности.
Пока же рынок ТС в стране за 11 месяцев упал более чем на половину и составил чуть меньше 721 тысячи единиц. Но примерно 40 процентов из них придется на импорт, в том числе и параллельный. Однако стратегия направлена на то, чтобы доля импорта снижалась, а производство росло. На докризисные показатели рынок предположительно должен выйти к 2026-2027 годам.
Документ, разработанный минпромторгом, разумеется, не первый ориентир развития отрасли. В 2018 году была принята стратегия автопрома до 2025 года, в 2021 году принимали еще и стратегию развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Но геополитические реалии заставили разработать новый вектор возрождения отечественного автопрома.
Основное отличие современной стратегии от предыдущей - сроки, подчеркнул гендиректор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич. Документ разработан на 13 лет, в то время как предыдущая версия, принятая в 2018 году, должна была реализоваться за 7 лет.
"Пока сложно оценить, насколько эффективным будет выполнение намеченных целей, ведь это зависит от ряда факторов: геополитическая обстановка, внешнеэкономические отношения с дружественными и недружественными странами, желание частного бизнеса инвестировать в развитие автопрома и технологические возможности при импортозамещении. Пока же производство некоторых комплектующих в России создавать экономически нецелесообразно. Например, полный цикл производства электронных автозапчастей в нашей стране придется создавать с нуля, а у других государств уже есть готовые решения. Однако многие производственные компании готовы приложить максимум усилий для наращивания объемов импортозамещения", - рассказал эксперт.
Свет в конце конвейера
Свято место пусто не бывает - эту нехитрую истину на сей раз подтверждает наш автопром. Там, где еще недавно выпускали автомобили Renault, с конвейера сходят первые десятки "Москвичей 3" с ДВС и электросиловой установкой, а после ухода с рынка зарубежной компании не прошло и полгода. В январе кроссоверы "Москвич 3" уже поступят в продажу в дилерские центры.
Ford покинул Елабугу, а компания "Соллерс", только в сентябре объявившая о намерении выпускать легкие коммерческие автомобили под собственным брендом, в декабре уже продала первую партию автомобилей Sollers Atlant и Sollers Argo. Автомобили оснащаются дизелями мощностью 139 или 150 лошадиных сил.
Выпуск электромобилей Evolute в сентябре начался на заводе "Моторинвест" под Липецком.
Сделка по передаче российской компании "Автодом" активов Mercedes-Benz (завод в Подмосковье) пока находится на рассмотрении у правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
"Команда, которая была собрана в Mercedes-Benz, по праву считается одной из лучших на рынке, что было доказано результатами продаж за предыдущие годы. Поэтому мы рассчитываем использовать этот потенциал для дальнейшей работы. Конечно, это будет уже другой бренд, но тем не менее, я уверен, что это будет дополнительной поддержкой для дилеров этого бренда", - рассказал "РГ" гендиректор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
Но не будем забывать устоявшиеся производства. Так, АвтоВАЗ с 2023 года намерен возобновить выпуск LADA Largus, а еще, по словам гендиректора Максима Соколова, на бывшем заводе Nissan в Питере начать сборку "совершенно новых" автомобилей LADA. "Буханки", "Хантеры" и "Патриоты" продолжат сходить с конвейера УАЗа - у этих незатейливых "проходимцев" есть своя ниша на рынке.
Группа ГАЗ начала в 2022 году серийный выпуск долгожданного LCV "Соболь NN", а вообще в линейке универсального отечественного производителя есть, пожалуй, всё, кроме легковушек: легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, техника на альтернативном топливе, силовые агрегаты и автокомпоненты. КАМАЗ в 2023 году намерен возобновить производство грузовиков модельного ряда К4 и К5: планируется выпустить 10,6 тысячи единиц, то есть в два с лишним раза больше, чем в 2022 году. И это реально: автогиганту пришлось локализовать 2,3 тысячи деталей и узлов, которые прежде поставлялись из ныне недружественных стран. Часть номенклатуры КАМАЗ локализовал сам, часть заместили новые партнеры. Автомобиль К5 отечественный уже на 70-80 процентов.
Любовь к электричеству
В обновленной стратегии отмечается, что развитие электротранспорта будет доминирующим трендом отрасли, главным образом из-за снижения стоимости производства аккумуляторов (со 120 до 55 долларов за кВт/ч), развития зарядной инфраструктуры (к 2028 году мировой объем инвестиций в ЭЗС составит не менее 13 миллиардов долларов), активной поддержки спроса и производителей со стороны государства.
Объем мирового рынка электромобилей (BEV) в 2021 году составил около 4,7 миллиона штук, или около 5,6 процентов от общего авторынка, при этом до 2030 года ожидается достижение физического объема в 35 миллионов единиц и доли в 30 процентов, а с учетом гибридов - 46 процентов.
Конечно, для России с ее огромной территорией, холодным климатом на большей части страны и слабо развитой сетью федеральных трасс (особенно за Уралом) и электрозарядной инфраструктуры, такие показатели недостижимы. И это разработчики стратегии прекрасно понимают. "Использование электромобилей в северных и малонаселенных регионах РФ может быть ограничено, в связи с чем развитие электротранспорта в стране будет происходить прежде всего в крупных городах и регионах с умеренными климатическими условиями", - подчеркивается в документе.
"Электрички", как их называют в народе, - тренд последних лет. Многие крупные производители заявляют, что уходят от двигателей внутреннего сгорания. Например, BMW планирует, что к 2030 году половину от всего объема выпуска займут электромобили. Со слов руководителя АвтоВАЗа Максима Соколова известно, что в долгосрочной перспективе компания планирует разработать новый электрокар, конкретные сроки не называются. С сентября в России запустили производство электромобилей Evolute. Что касается долей по рынку, то, согласно данным Автостата, на фоне кратного падения российского авторынка в целом продажи новых электромобилей за 11 месяцев 2022 года выросли на 33 процента и составили 2,5 тысячи штук. Если государство и далее будет поддерживать "электрички", то спрос на них будет расти. Сейчас, существует программа льготного автокредитования, а также до 2024 года в некоторых городах на BEV действует отмена уплаты транспортного налога", - комментирует член Гильдии маркетологов, руководитель стратегического маркетинга автохолдинга "Барс" (Омск) Александра Веретено.
Стимул для импортозамещения
Пока зависимость отечественного автопрома от импортных узлов и компонентов остается высокой. В 2016-2021 годах в объеме производства авто в денежном выражении она оценивалась в 51-56 процентов.
В связи с прекращением в 2022 году поставок ряда компонентов критически важным для отрасли стало развитие и поддержка локализованного производства автокомпонентов и материалов с фокусом на создание производств сложных узлов и систем. Но как отмечается в стратегии, сейчас в стране разработана большая часть электронных компонентов первого уровня (электронные блоки управления) за исключением отдельных позиций, в частности, электронных блоков управления для ABS, ESP и подушек безопасности.
При этом у нас отсутствует или не освоена в массовом производстве подавляющая доля электронных компонентов более высоких уровней, что являет барьером для дальнейшего повышения локализации. Кстати, доля электронных систем в себестоимости современного ТС можем доходить до 40 процентов.
Но не одной электроникой наполнен автомобиль.
"Драйвером импортозамещения автопрома предсказуемо будет госзаказ, - считает член экспертного совета по госзакупкам Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев, - Минпромторг в конце 2022 года отказался от ужесточения требований к балльной оценке локализации, что является обязательным в госзакупках автотехники. Но комплектации автомобилей все равно предсказуемо обеднели: к примеру, Заволжский моторный завод объявил о реанимации установки двигателей, семейству которых около 50 лет. В 2022 году госзаказы на спецтехнику (к примеру, автомобили "Скорой помощи") распределялись директивным порядком, предусматривалось авансирование закупок. Скорее всего, сохранение спроса и рабочих мест госзаказом продолжится и в 2023 году, ведь в отличие от частных потребителей этот сегмент менее чувствителен к использованию более "возрастных" технологий".
Но, конечно, воскрешение обеих версий (бензиновой и битопливной с пропан-бутаном) легендарного двигателя ЗМЗ V8, чей выпуск стартовал еще в далеком 1963 году, вовсе не говорит о том, что автопром возвращается к технологиям "времен очаковских".
Как рассказал "РГ" руководитель инжиниринговой компании "Металворк" Роман Панасенко, в России есть интересные проекты, которые доказывают, что будущее у российского автопрома может быть вполне конкурентоспособным. Например, в 2006 году российские проектировщики разработали отечественную автоматическую коробку передач. Образцы АКПП от компании КАТЕ планировалось устанавливать на "Калины" и "Гранты", но в итоге они получили японские 4-ступенчатые "автоматы". Тем не менее, коробка КАТЕ FT703 нашла применение в проекте "Родстер Крым" от студентов и молодых ученых МГТУ им. Баумана, уже испытано два полноценных прототипа, на подходе третий. Кстати, в 2007 году эту АКПП протестировали эксперты Porsche Engineering, и система успешно прошла все тесты. И сегодня предприятие поставляет свои уникальные трансмиссии для автомобилей AURUS. Там используется 9-ступенчатая коробка модели R932 (в опытных образцах "Родстер Крыма" установлена 7-и ступенчатая), эта модификация выдерживает крутящий момент до 1000 Н*м.
"Москвичи" пока с акцентом
Но если с продукцией АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа и КАМАЗа, в принципе, все понятно, то какое лицо будет у автомобилей от других предприятий? Как считает директор департамента продаж компании "Газпромбанк Автолизинг" Рустам Назаров, с российских конвейеров будут по сути выходить "китайцы": Evolute - это перелицованные копии Dongfeng, "Москвич 3" представляет собой копию кроссовера JAC JS4, "Москвич 3е" - копию электромобиля JAC iEVs4 (Sollers Argo и Sollers Atlant - тот же JAC, только легкий коммерческий. - Прим. ред.).
"В планах производителей разработка и выпуск собственных моделей, но их полномасштабное производство в 2023 году еще не будет отлажено", - подчеркнул Рустам Назаров.
Но будем надеяться, что китайский акцент у российских автомобилей - все-таки временное явление. И шансы у российского автомобилестроения есть, уверен Роман Панасенко.
"В нынешних условиях у отечественного автопрома нет другого выхода, кроме как в кратчайшие сроки выдать результат. Особенно при условии многомиллиардных инвестиций в отрасль, которые были анонсированы президентом и правительством, - заявил он. - На это может уйти от года до пяти лет, главное - не ждать, что "заграница нам поможет". Как сказал президент, нужно развивать суверенный автопром, а не идти на поводу иностранных компаний. Понадобится мощный апгрейд, в том числе, переориентация старого оборудования на выпуск новых моделей, замена с технологической оснастки и т.д.".
По оценкам инженеров, продолжает Панасенко, переносить в Россию производство полного цикла из Китая - дорого и долго.
Проще пойти по пути крупноузловой сборки, так можно будет ускорить процесс и вернуть на конвейер находящихся в простое рабочих. А начать собирать машины на базе уже существующего предприятия вполне реально за год. Закрыть спрос сегодня, если переориентировать производство автомобилей по "гибридному" пути с помощью китайского и индийского опыта - один из наиболее доступных вариантов. Новое окно возможностей - это шанс возродить отрасль, которая разваливалась в последние тридцать лет. А вот дальше, в перспективе ближайших десяти лет, отечественным конструкторам предстоит показать себя и доказать, что Россия - это не только мощный ВПК, но и забота о людях, в том числе при помощи выпуска качественных и безопасных автомобилей, доступных по цене и в необходимом количестве.