Тех, кто выбрасывает мусор на дороге, будут лишать машин
Но надо понимать, что говорится все-таки не об окурках, выброшенных в ветровое стекло, а также не о пакетах с мусором, оставленных на обочине. Проблема более серьезная.
А именно о реальных отходах того или иного производства, которые недобросовестные предприниматели везут не на установленные пункты приема отходов, а в ближайший лесок. Либо выгружают прямо на обочинах дорог. Или просто скидывают на местах, предназначенных для стоянки автомобилей. Например, недавно во Внуково строительный мусор прямо днем складывали в технологическом проезде к электоргенератору. Именно с такими нарушениями призваны бороться новые поправки в КоАП. Инициировала этот проект Московская область.
На территории Московской области в период с января 2019 года по август 2020 года за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на сумму 12 миллионов рублей. А взыскано только 5,5 миллиона. В то же время ущерб, причиненный окружающей среде, составил 256,5 миллиона рублей в 2019 году и 31,5 миллиона рублей в первом полугодии 2020 года.
Дело в том, что вывезти контейнер с мусором стоило около 10 тысяч рублей с учетом приема этого мусора на специальном полигоне. А штраф за выброс его в неположенном месте - от 1 до 2 тысяч рублей. Такой бизнес вполне выгоден. Именно по этой причине Мособлдума предложила соответствующий законопроект.
При этом стоит учесть, что в Московской области уже заработал другой проект. Он позволяет выявлять таких водителей, а также автовладельцев. Но до сих пор не позволял выписывать на них штрафы в автоматическом режиме.
Кстати, аналогичная технология реализована в Свердловской области. Еще до Нового года там установили четыре фотокамеры в самых проблемных "мусорных" зонах. "В начале декабря рабочей группой были определены места, где наиболее часто происходит выгрузка мусора, и уже сейчас устройства установлены и начали передавать данные. Фотоловушки включаются только при движении, фиксируют номер машины и моментально отправляют фотоматериалы на электронные почтовые адреса", - рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. С полученными данными будут работать специалисты минприроды. Еще в проекте участвуют министерство ЖКХ и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП "Спецавтобаза". Места, где установлены фотокамеры, держат в секрете - для защиты от вандализма.
Как пояснили "РГ" у главного оператора фотовидеосистем Подмосковья "МВС Груп", уровень развития современных технологий позволяет "научить" комплексы идентифицировать выброшенный из окна автомобиля мусор, в том числе даже мелкий, и отследить его траекторию отдельно от траектории автомобиля. Но на данный момент отсутствуют четкие регламенты, описывающие требования к доказательной базе по данному правонарушению, что необходимо для применения автоматических технических средств контроля. По этой причине говорить о практической реализации такой возможности комплексов фотовидеофиксации достаточно рано. Со стороны правительства Московской области оператору таких указаний не поступало.
Отдельно в компании отметили, что с 2021 года в Подмосковье на основе существующей системы фотовидеофиксации работает уникальный сервис - система контроля оборота строительных отходов. В реализованном решении нейронная сеть идентифицирует грузовые автомобили по контуру их кузова, а также определяет, есть в нем строительный мусор или нет.
В случае если мусор в кузове зафиксирован, система определяет, включен ли данный грузовой автомобиль в областной реестр перевозчиков строительного мусора и получен ли перевозчиком электронный талон на перевозку (некий аналог путевого листа). А также сопоставляет маршрут, указанный в талоне, с реальным местоположением грузовика. Кроме того, система также проверяет, доехал ли данный автомобиль до указанного в электронном талоне комплекса по переработке строительных отходов. Если при этом обнаруживаются признаки нарушения, информация передается в Минэкологии МО для применения к нарушителю штрафных санкций. В результате в Московской области за весь период работы обработано более 114 миллионов изображений, количество нелегальных свалок отходов строительства в 2022 году по сравнению с 2021 годом сократилось на 46%.
Регионы пока не готовы к введению такого новшества
Ростовская область
Директор Центра безопасности дорожного движения Ростовской области Татьяна Русанова отметила, что камеры фотовидеофиксации этой структуры по своим техническим возможностям могут фиксировать только нарушения ПДД.
Омская область
Не готовы пока вводить новшество и в Омской области - из-за недостатка технического оснащения. По словам местных специалистов, следить за поведением водителей при таком техническом оснащении довольно сложно. А наращивать количество камер невыгодно.
Ленинградская область
В ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области корреспонденту "РГ" сообщили, что на уровне исполнительных органов власти алгоритм работы видеофиксации несанкционированного сброса мусора пока не разработан, но работа над ним ведется.
Воронежская область
В Воронеже также штрафовать за мусор по-новому пока не готовы. Комплексы, используемые ГИБДД в Воронежской области, на выявление нарушений в области охраны окружающей среды не сертифицированы и данного функционала не имеют, сообщили в ГУ МВД по региону.
- Нет смысла настраивать на мусор городские камеры - на перекрестках никто пакеты с отходами не выкидывает, - пояснил разработчик устройств.
Татарстан
В ГИБДД Республики Татарстан отметили, что их камеры видеофиксации использоваться для выявления лиц, выбрасывающих мусор, не будут. Причина - они предназначены только для выявления нарушения Правил дорожного движения. А мусор - это больше к экологическим ведомствам.
Крым
В крымском отделении "ЖКХ Контроль" полагают, что технических проблем для введения новшества быть не должно, все дело в количестве камер и в том, чтобы они были расположены не на трассе или в городе. А в местах несанкционированных свалок.
Подготовили Алена Ларина, Антон Валагин, Мария Голубкова, Олег Платонов, Светлана Сибина, Сергей Винник