Фотография великой княгини в костюме русской боярыни была сделана в Зимнем дворце на балу в честь 290-летия правления династии Романовых. По этому случаю устроили грандиозный маскарад. Гости нарядились в костюмы бояр и стрельцов. Дамы красовались в расшитых жемчугами и самоцветами сарафанах и кокошниках. Каждый наряд стоил целое состояние.
Портреты и групповые снимки участников бала легли в основу альбома, изданного в том же году. На одном из снимков голову Ксении Александровны украшает "омский" кокошник.
- В Сибирь он попал из Ленинградского отделения государственного музейного фонда в 1927 году. Драгоценности, украшавшие его прежде, утрачены, - пояснили омские историки-краеведы. - Тем не менее экспонат является весьма ценным.
Наряжаться на Руси любили издавна. Но инициатором массовых маскарадов (как и многого другого) стал Петр I. В 1721 году по его приказу было устроено костюмированное шествие в честь победы над Швецией. Праздничные гуляния длились семь дней.
Грандиозный маскарад по случаю первой годовщины своего восшествия на престол организовала и Анна Иоанновна. Карнавал продолжался целый месяц. Слабость к маскарадным переодеваниям (мужчин в женские костюмы и наоборот) питала и государыня Елизавета Петровна. А самую многолюдную костюмированную процессию с участием четырех тысяч гостей устроила императрица Екатерина II.
После проведения в Петербурге в 1852 году первой публичной елки карнавалы стали проводить ежегодно. Билеты раздавали бесплатно, в том числе представителям среднего сословия - купцами и лавочниками в сопровождении жен и дочерей.
С приходом советской власти маскарады запретили. И только в 1934 году новогодним праздникам вновь включили зеленый свет. В Сибири обычай наряжать елки и устраивать маскарады появился в 1830-х годах.
- Поначалу это делали только в богатых домах чиновников и купцов. Елочные украшения мастерили своими руками, в том числе съедобные. Стряпню заворачивали в фольгу, и получались орехи, фигурки зверей, которые потом можно было съесть, - рассказывает омский краевед Александр Лосунов. - В середине XIX века новогодние праздники стали проводить в омских гимназиях и Ольгинском приюте. Все мероприятия устраивались на средства меценатов и носили благотворительный характер. Вырученные от продажи лотерейных билетов средства шли в пользу бедных.
Театрализованные и костюмированные новогодние балы проходили в Омском кадетском корпусе, куда приглашали юных гимназисток. Считалось, что будущие офицеры должны уметь танцевать вальс, полонез, мазурку. Эту традицию сохраняют и сегодня - в кадетских корпусах.
Впрочем, тогда особое значение придавали не Новому году, а Рождеству. И народный маскарад (колядки) существовал испокон веку. Молодые люди рядилась кто во что горазд, надевали маски птиц и зверей, и с песнями, плясками, частушками и поздравлениями ходили по домам, получая от хозяев угощения. Не пустить "щедровальников" считалось плохой приметой - к бедности и неприятностям на весь год.
Начиная с рождественского сочельника (в ночь на 7 января) вплоть до Крещения (в 2023 году - 19 января) сибиряки, как и жители других регионов России, устраивали гадания. Занимались этим девушки, и не только деревенские, но и из высшего общества. Многие старинные гадания остаются популярными до сих пор.
- Считается, что одно из самых точных - гадание на воске. Чтобы узнать предсказание своей судьбы на предстоящий год, в миску с водой ли воск расплавленной свечи. Он застывал, образуя причудливые фигуры, по которым можно было угадать будущее. Ангел и бабочка - предвестники перемен. Голова - новая должность. Гриб - неожиданное событие. Замок - к новым отношениям. Звезда - к исполнению желаний. Нож - к разногласиям. Подкова - к счастью. Фрукты - к достатку, - рассказала фольклорист Ирина Кузьмина.
Есть гадание и на будущего мужа. Под платок прячут разные вещи, в том числе и обручальное кольцо. Девушке завязывают глаза. И она выбирает один из предметов, лежащих на столе. Если это ножницы, значит суженный будет модельером, свеча - священником или электриком, таблетка - врачом, флешка - компьютерщиком, монета - бизнесменом. Ключи означают, что муж будет с квартирой. Рюмка и зеркало намекают на выпивоху и гулевана. Кольцо - к свадьбе, нитки - к переезду.
О будущей жизни с супругом можно узнать, выбрав вслепую один из четырех стаканов с водой. В один кладут соль, в другой сахар, в третий обручальное кольцо, четвертый оставляют как есть. Если девушка выбрала сладкий стакан - отношения в семье будут гармоничными. Соленая вода означает неудачный брак со ссорами и слезами. Вода с кольцом - к скорому браку. А стакан с простой водой говорит о том, что в этом году отношения не сложатся.
Но самое загадочное и жуткое гадание - с двумя зеркалами.
В полночь их ставят друг против друга и зажигают свечи. При правильном расположении, образуется своеобразный зеркальный коридор. После заклинания: "Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный", нужно сосредоточиться и пристально всмотреться в коридор. Через какое-то время в глубине может показаться фигура будущего мужа. Если вместо него покажется нечто страшное, следует произнести: "Чур меня!", и видение сразу исчезнет.
- Мы с сестрой в юности так гадали, - вспоминает омичка Надежда Васильева. - И я увидела своего будущего мужа - высокого, худощавого и кудрявого. Потом про гадание забыла. Уехала по распределению в Читу, встретила там летчика, вышла за него замуж. А когда мы вернулись в Омск, сестра, увидев моего Петра, воскликнула: "Так это же он, кого мы видели в зеркале!"
Кстати
Песенка "В лесу родилась елочка" появилась в 1903 году. Мелодию написал Леонид Бекман ко дню рождения старшей дочери. Музыкального образования он не имел, зато прекрасно пел, играл на фортепиано и был женат на профессиональной пианистке из Московской консерватории, которая переложила мелодию на ноты. Автор слов - Раиса Кудашева. С началом Первой мировой войны и революции песенку позабыли. Вторую жизнь ей подарил поэтический новогодний сборник, увидевший свет в 1941 году.